Кумир, идол, икона, истукан

19.02.2019

Предисловие

 djbadan.livejournal.com6748.html

Иконы это идолы — Обычно после такого аргумента следует предложение прочитать вторую заповедь — «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли не поклоняйся…

foma.ru

Богословию икон и вопросу, которым Вы задаетесь, посвящено очень много книг, проповедей, текстов, которые писали святые отцы, например, об этом говорит преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» (глава 16).

В истории был целый период, когда  люди считали, что образы святых — то же самое, что языческие идолы, а молитва перед иконой — самое настоящее идолопоклонство. 

 

http://ivepar.ru/biblioteka/ikona_eto_obraz.htm

Опираясь на учение предшественников, Иоанн Дамаскин обосновывал правомерность творения образов тем, что «человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида».

….

Не имея возможности обозначить в видимых чувственных формах невидимые свойства Первообраза, мы были бы не в состоянии возвыситься до созерцания духовных предметов. Поэтому икона — образ — является не иллюзорным воспроизведением изображаемого, но — чувственным символом, при помощи которого мы обретаем способность подняться до постижения бесплотного — Божественного. «Через символы легче вознестись и горняя помышлять.»

Икона, таким образом, играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным.

 

Русское зеркало

 Кумир

1) К-ум-ир

Буквально: приближение (к) умом (ум) непроницаемому, непреходящему, непроходимому (ир)

Кумир – приближение умом к непроходимому, непреходящему и непроницаемому.

Непроходимый – недоступный.

Непреходящий – вечный.

Непроницаемый – непостижимый.

Следовательно, кумир – приближение умом к недоступному, вечному и непостижимому.

Кумир служит мостиком к недоступному, вечному и непостижимому. К сверхестественному. Обычно, к одному из богов языческой эпохи. Кумир имеет сакральный характер. В новые времена сакральным мостиком к богу служат иконы. Иконы заменили кумиров? В католической ветви христианства кроме икон используются скульптурные изображения. В православии обычным является пластичное рельефное (барельефное) изображение распятого бога на осеняльных, наперстных, киотных и нательных крестах. Рельефные изображения втречаются на драгоценных панагиях. Напомню, что барельеф, это разновидность скульптуры. Древнерусские белокаменные храмы изобильно покрывались сакральными барельефами. Символические изображения сверхестественных сущностей известны с глубокой древности. Египетские, шумерские, ассирийские и вавилонские изображения сверхестественных сущностей выставлены в музеях и широко известны. Ольмеки, майя и ацтеки высекали из камня кумиров сущих своих культов. Сакральные изображения сверхестественных  сущностей широко распространены в Азии и Океании. Исключения представляют страны, где господствует ислам и иудаизм.

Мы должны сделать вывод, что все кумиры имеют сакральную сущность. Служат мостиками из мира людей в мир потусторонний. В мир высший, горний или в мир низший, инфернальный. Напомню, что значит буквально слово сакрал.

сакрал

са-к-ра-л

Буквально: присоединяться (са) к (к) Ра (ра) на расстоянии (л)

Присоединяться, проникать к «Ра» на расстоянии. Понимая, что непосредственный и прямой контакт с божеством смертному недоступен, ищется способ контакта, присоединение к Ра на расстоянии. Через медитацию, молитвы, ритуалы, жертвы, жрецов, посещение святых мест и помещений, отравление грибами или растениями, содержащими алкалоиды, умерщвление плоти и подготовке к загробной жизни.  Лишь бы присоединиться к Ра на расстоянии.

 

  Теперь предлагаю читателю вспомнить, что означает слово храм. Подробно и обстоятельно об этом можно прочитать в начале этой же книге, в статье «Склад ненужных вещей». Здесь же я лишь напомню одно из буквальных значений слова храм – склад, хранилище вещей. И вдруг, неожиданно, мы видим отражение упомянутого значения слова храм в одном из реконструированных значениё слова кумир. Язык помнит всё. Смотрим ниже. Вот это значение слова кумир.

2) К-у-м-и-р

Буквально: предназначенный (к) пребывать (у) внутри (м) склада (и) вещей (р)

Кумир – предназначенный пребывать внутри склада вещей. Внутри храма.

 

И наконец, третье первобытное значение слова кумир.

3) Ку-ми-р

Буквально: сверни к определённому месту (ку) и отдели (ми) существенного (р)

Место жертвоприношения. Сверни к кумиру и принеси жертву. Принеси что-нибудь существенное, предметное. Отдели от своего достояния. Отдели что-нибудь существенное. Это, что касается языческих храмов, и кумирен. Однако добра на всех кумиров и приживавших при них волхвов, приживавших у богов, убогих, было не напастись. Из языческих времён, я думаю, знаменитая поговорка: На тебе боже, что мне негоже. Этимологи выкручиваются, доказывая, что поговорка не носит кощунственного характера. Мол, в поговорке на самом деле не боже, а убоже, убогий, нищий. Этимологи по умолчанию предполагают, что поговорка родилась в христианский период. Ошибаются. В христианских храмах произвольное жертвоприношение всякого барахла к кумирам иконам резко ограничено. Подойдя к иконе, можно поставить свечку. Купленную в храме. Свеча сгорит, распространяя в храме свет и тепло живого огня, частицы Ра. Деньги, вырученные за свечку, потратятся на благое дело. Жертва утилизируется вся! Без остатка и захламления помещения. Храм перестал быть складом ненужных вещей, складом произвольных жертвоприношений. Одно из значений слова храм, «склад, хранилище вещей», утратило актуальность и превратилось в архаику. Вот вам, читатель, пример изменения актуального смысла слова со временем. Вот вам оценка исторической и временной дистанции, потребовавшейся для утраты актуальности одного из первоначальных смыслов древнего слова храм.

Икона

1) ик-он-а

Буквально: выявленный (ик) сущего (он) вид (а)

Икона – выявленный вид сущего.

Проявленное изображение сущего.  Цитирую повторно. Не имея возможности обозначить в видимых чувственных формах невидимые свойства Первообраза, мы были бы не в состоянии возвыситься до созерцания духовных предметов. Поэтому икона — образ — является не иллюзорным воспроизведением изображаемого, но — чувственным символом, при помощи которого мы обретаем способность подняться до постижения бесплотного — Божественного. «Через символы легче вознестись и горняя помышлять.»

Конец цитаты.

 

2) ик-о-на

Буквально: выявленная и присоединённая (ик) всегда целиком (о) на доступной поверхности (на)

Икона – выявленная и присоединённая всегда целиком на доступной поверхности. Обычно на деревянной доске или на штукатурке. Встречаются мозаичные и витражные изображения. Бывают литые или чеканные иконы, а также выполненные полиграфическим способом. Выше, на иллюстрации приведена икона, выполненная почти полностью из драгоценных камней.

 

 

3) и-к-о-н-а

Буквально: соединение (и) приближение, ведущее к (к) внешне расположенному (о) опущенное на нижнее (н) пространство, видимое и доступное для взаимодействия, отзывчивое и откликающееся (а)

Икона – соединение, приближение, ведущее к внешне расположенному (горнему миру), соединение (мостик), опущенное на нижнее пространство, соединение, видимое и доступное для взаимодействия и отзывчивое, откликающееся.

Поясним некоторые моменты.

Соединение, приближение –  мост между горним и земным мирами. Икона, соединение, мост, опущенная на нижнее (земное) пространство

Внешне расположенный – находящийся вне мира сего, находящийся в мире горнем.

Нижнее пространство – пространство находящееся ниже горнего мира, пространство земного обитания.

Отзывчивое, откликающееся – реагирующее на молитвы, обращённые к иконе.

Напомню ещё раз..

Опираясь на учение предшественников, Иоанн Дамаскин обосновывал правомерность творения образов тем, что «человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида». …

Икона, таким образом, играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным.

Конец цитаты.

 

Подведу итог нашим исследованиям первичных смыслов русских слов кумир и икона. Общий сакральный смысл этих слов – мост между миром обитания человека и миром обитания сверхъестественных сущностей. Мост представляет собой некий явленный символ, помогающий обратиться умом к сущему, недоступному, непостижимому и вечному.

Другие первобытные смыслы этих слов носят прикладной и утилитарный характер, отражающий земное предназначение или технологии реализации священных объектов.

 

Идол

Этимологи утверждают, что слово импортное, из греческого, εἴδωλο, εἴδωλον.

εἴδωλο — είδωλο [ˈiðɔlɔ] сущ n, зеркальный (ειδώλων), идол, изображение.

εἴδωλον – маленький вид, изображеньице, образ, подобие, зеркальное, изваяние, истукан.

Что слово буквально означает в греческом, я не понял. Постоянно словари сбиваются на всяческие интерпретации. Непременно подменяют простой ответ сложным. Пускаются рассказывать, что понимали под словом те или иные философские, религиозные или фольклорные источники. Упоминают переносные значения. Приводят литературные примеры. Информации, на первый взгляд, много. Но осадок остаётся. Повторю. Что буквально означает в греческом языке слово εἴδωλον, я не понял. Даже написание приводится разное: εἴδωλον, ειδώλων. Интересно, а греки сами то знали, что буквально значило это слово? Может быть, они его заимствовали? В русском языке имеется слово «идол». Не «эйдол», не «эйдоло», не «эйдолон». Этимологов слушать опасно. Могут наплести. Случалось. Попробуем в очередной раз самостоятельно разобраться. С помощью волшебного зеркала русской семантики.

Смотрим, как отражается слово в волшебном русском семантическом зеркале.

Идол

1) Ид-ол

Буквально:

1) Неподчиняющийся (ид) отделившийся (ол)

2) Свободный, неподчиняющийся (ид) окрест (ол)

3) Невидимая (ид) отделяющаяся часть (ол)

4) Не смотреть (ид) отделить (ол)

 

Начнём разбираться с отражёнными в русском семантическом зеркале смыслами по порядку. Нумерация значений произвольная и не отражает ничего, кроме самих номеров.

Идол. Первое значение.

1) Неподчиняющийся, отделяющийся.

Идол – равнодушный, не реагирующий, тупой, безучастный человек.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.

  1. Болван, дурак, чорт (простореч. бран.). Ты что, идол, здесь стоишь? Стоять или сидеть идолом (разг.) – неподвижно, безучастно, не принимая участия в разговоре.

Идол. Второе значение.

2) Свободный, не подчиняющийся (никому) окрест.

Независимое, ни кому не подчиняющееся окрест сущее. Гений места.

В нашей книге имеется статья «Гений». Напомню одно из значений слова гений.

Ге-ни-й

Буквально: географическому месту (ге) приложенный (ни-й)

Гений места. Нечто прилагающееся к данной географической точке и её окрестностям. Очевидно, не подчиняющийся никому окрест. Идол. Любопытные пересечения реконструированных первобытных значений слов идол и гений.

В древнем Риме выражение genius loci чаще всего применялось к пейзажу. На фресках домашних святилищ изображались две ипостаси этого духа: человеческая фигура, совершающая обряды, или божество и змея. Рептилия и фигура человека. Вместе. Приведу неожиданную аналогию из другой эпохи, из другой страны, из другого мифа. Россия, Урал, Хозяйка Медной горы. Гений места. Изображение на лаковой шкатулке. Прекрасная женщина и рядом непременный атрибут – ящерка.  Рептилия. А в Златоусте на горе стоит бронзовая скульптура, идол Хозяйки. Ящерка на руке. На то она и Хозяйка, чтобы никому не подчиняться.

Вот ещё образ Хозяйки Медной горы. И рептилия внизу. Говорят, она и сама может оборачиваться ящеркой.

Идол. Третье значение.

3) Невидимая отделяющаяся часть (предмета).

См. статью. Совпадение с Брокгаузом.

(είδολον ≈ букв. маленький вид, изображеньице) ≈ так назывались: 1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от самих предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие…

Наблюдаем отражение греческого аналога в русском семантическом зеркале.

Идол ειδώλων

э-й-д-о-л-о-н

Буквально: нечто (э) законченное (й) действующее сдавленным, концентрированным (д) целиком (о) протяжённое расстояние (л) снаружи (о) на поверхности расположения (н).

Эйдолон (идол) – нечто законченное, действующее целиком сдавленным, концентрированным на поверхность расположения на далёком, протяжённом расстоянии снаружи.

Переведём на современный русский язык.

Действующее сдавленным, концентрированным целиком, полностью – действующее очень маленькое, но сжатое целиком, следовательно, со всеми подробностями, копия.

Законченное нечто, действующее сдавленным, концентрированным целиком – маленькая копия, целиком соответствующая объекту.

На поверхности расположения – на сетчатке глаза.

 

Обобщим. Эйдолан – маленькая копия объекта, действующая на протяжённом расстоянии на поверхность расположения в глазу. Идол – невидимая отделяющаяся часть. Вот о чём толковали гностики. В том числе Демокрит.

 

Идол. Четвёртое значение.

4). Не смотреть, отделить. Возможно, указывает на чудовищность образа. Тогда не смотреть, закрыться, отделившись. Говорят, не смотри, а то будет сниться. Помните, у Гоголя, в повести «Вий», внутренний голос шепнул Хоме Бруту – не смотри! На Вия. Не сдержался бурсак, посмотрел. И пропал. Отделяются, в частности, крёстным знамением. Но Хоме не пригодилось. Лучше всего ведут себя маленькие дети. Они сразу закрывают глаза ладошками. Да ещё и глаза крепко зажмуривают. Молодцы! В русском языке есть слово идолище, обозначающее чудовище.

Пятое значение слова идол.

Предварительно напомню смысл семы «ид». В последней редакции силлабария Беликова слог (сема) «ид» значит следующее.

  1. Инверсия «ди». Невидимость, беспризорность. То, на что не смотрят. Не смотреть.
  2. Если «ди» приказ, императив, то «ид» м.б. вольность, произвольность, свобода, неподчинённость, бездействие. Пара: императив – декларатив. (Декларативный. Дискреционный = Совершающийся по личному усмотрению, по произволу, по совести. Необязательный).
  3. Страдательный залог. Если «ди» смотреть на…, то «ид» обозначает страдательный залог – то, на что смотрят. То, что смотрится. Видный. Пример. Человек видит предмет. Страдательный залог: Предмет, видимый человеком.

 Противоречие: невидимый, и то, на что смотрят, видный – кажущееся. Здесь невидимое, это не одевшее шапку-невидимку, а то, на что не смотрят.  Пара: то, на что смотрят – то, на что не смотрят. Видимый – невидимый.

 

Ид-о-л

Буквально: видный, такой, что смотрится (ид) весь, целиком (о) с расстояния (л).

Идол – видный весь издалека.

Шестое значение слова идол.

2) И-д-о-л

Буквально: складно (и) сделаны (д) все (о) размеры (л)

Идол – складно сделаны все размеры. Т.е. гармонично сделаны все размеры. Пропорционально сделаны все размеры. Идолами, в частности, называли прекрасные античные скульптуры.

Толковый словарь В. И. Даля

ИДОЛ м. идолища увелич. и бранное изваянье мнимого божества; истукан, пагода, кумир, болван. Идолы греков были изящные мраморные изваянья; идолы калмыков, китайцев, литые медные уроды; идолы самоедов – резные, деревянные болваны. Кого-либо, что любим страстно, безрассудно, кому или чему поклоняемся, как божеству; иногда бранное: болван. Идолище ср. капище, кумирня. Идолов, к идолу относящ. Идольский, к идолам относящ., им поклоняющийся. …

εἴδωλον, ειδώλων

э-й-д-ол-он

Буквально:

1) нечто (э) законченное (й) сделанное (д) отдельно (ол) осуществлённое (он)

2) нечто (э) законченное (й) сильно действующее (д) разрушая (ол) существующее (он)

 

эйдолон –

1) Нечто законченное, сделанное отдельно, осуществлённое.

Некая искусственная вещь. В том числе, очевидно, статуя. Ниже на рисунке современная китайская скульптура. Скульптор(ша) Лу Ли Ронг.

2) Нечто законченное, сильно действующее, разрушая существующее.

Некая разрушительная сила. Злой демон. В том числе, очевидно, дьявол.

 

Пацуцу

Подведём итог.

Изучив все восемь буквальных значений слова идол, в том числе и варианты ειδώλоν, ειδώλων, мы не обнаружили смысловых элементов, обозначающих мост между мирами земным и потусторонним. Хотя, есть вариант, обозначающий некую разрушительную силу. Есть другой вариант, обозначающий нечто ужасное или отвратительное, на что не нужно смотреть. Эти варианты можно объединить и мы получим нечто отвратительное и разрушительное. Но это не мостик к иным мирам. В слове нет сакрального значения. Идол не кумир и уж, тем более, не икона. Идол, это гений места, это статуя, видный издалека монумент. Это тупой, бесчувственный человек. Наконец, это образ, невидимая отделившаяся копия объекта. И хотя гений места, безусловно, потустороннее существо, но это не мостик в иной мир. Речь идёт о слове. Повторю: мы не обнаружили в слове «идол» смысловых элементов, обозначающих мост между мирами земным и потусторонним. Замечу, что ничего особенного в этом нет. Слово, как слово. Например, в слове кадить тоже нет смысловых элементов, обозначающих мост между мирами земным и потусторонним.

 

Истукан

1) И-ст-ук-ан

Буквально: и (и) стоящий (ст) прямо (ук) вертикально (ан)

Истукан – и стоящий прямо вертикально. И, как усилительная частица. См. словари русского языка.

2) Ис-т-ук-ан

Буквально: появившийся из (ис) земли твёрдый и устойчивый (т) прямой (ук) вертикально поднятый над поверхностью (ан)

Истукан – появившийся из земли твёрдый и устойчивый прямой вертикально поднятый над поверхностью.

3) Ис-ту-к-ан

Буквально: появление из (из) бития, туканья (ту) результат пригодный к (к) подъёму вертикально (ан)

Истукан – появляется из бития, из туканья результат пригодный к подъёму вертикально.

Из бития, из туканья — выбивается, высекается долотом из дерева или камня.  Выстукивается до тех пор, пока в результате высечения не появляется результат, фигура, пригодная к подъёму вертикально, т.е. установки для всеобщего обозрения. Следовательно, высекался истукан в горизонтальном положении.

4) Ис-ту-ка-н

Буквально:

1) появление из (ис) бития, набивания (ту) и результатов удаления (ка) поверхности (н)

2) избит (ис-ту) с целью удаления (ка) поверхности (н)

Истукан –

1) появление из бития, набивания и результатов удаления поверхности

2) избит с целью удаления поверхности

Пролаза – скульптура, это удаление лишнего.

5) И-с-ту-к-а-н

Буквально: множество (и) сбитого (с-ту) и результат (к) удаления (а) с поверхности (н)

Истукан – множество сбитого и результат удаления с поверхности.

Пролаза – скульптура, это удаление лишнего.

 

Объединяя результаты, получаем следующее.

 Истукан – появившийся из земли твёрдый и устойчивый, прямой, вертикально поднятый над поверхностью и стоящий прямо и вертикально. Истукан – появляется из бития, из туканья как результат пригодный к подъёму вертикально. Истукан – появляется из бития, набивания и результатов удаления поверхности, он избит с целью удаления поверхности. Истукан – множество сбитого и результат удаления (лишнего) с поверхности.

 

Этимологические изыскания.

КУМИР

Этимологический словарь Фасмера

КУМИР

куми́р

  • «идол, божок», русск.-цслав. кумиръ, ст.-слав. коумирь εἴδωλον, ἄγαλμα (eidolon, çgalma статуэтка, статуя. БВП) (Супр., Еuсh. Sin.). В русский пришло из цслав.; источник установить трудно. Младенов (262; Сб. Шишманову 87 и сл.; RЕS 1, 49) ищет его в семит. *kumrā, сир. kumrā «жрец», откуда, по его мнению, арм. kΏurm, род. мн. kΏrmас, а также ст.-слав. слово. Трудность представляет знач., как и при этимологии из осет. gumîr «великан» от библейского Gоmеr (Вс. Миллер у Горяева, ЭС 174). Абсолютно невозможна этимология из фин. kumartaa «кланяться, поклоняться» (против которой уже Мi. ЕW 147; Бернекер 1, 644). [Этимологию Миллера повторяет Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, стр. 530. – Т.] Я считаю совершенно ошибочной этимологию из нов.-греч. κουρμί «ствол дерева» от κορμός – то же (Грегуар у Якобсона, «Slavic Word», 2, стр. 612).

 

ИКОНА

Этимологический словарь Фасмера

ИКОНА

ико́на

  • др.-русск., цслав. икона (мин. 1096 г. и др.). Из ср.-греч. εἰκόνα, греч. εἰκών; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 235; Гр.-сл. эт. 66.

 

https://ru.wiktionary.org/wiki/икона

 Этимология

Происходит от др.-греч. εἰκών «образ, изображение, подобие», далее из праиндоевр. *weyk- «подходить, соответствовать». Др.-русск., церк.-слав. икона — из ср.-греч., встречается начиная с 1096 г. Использованы данные словаря М. Фасмера.

 

https://lexicography.online/etymology/и/икона

Происхождение слова икона

Ико́на. Заимствовано из старославянского, который заимствовал с последующим переоформлением греческое eikon — «образ».

 

Происхождение слова икона по этимологическому онлайн-словарю Крылова Г. А.

Ико́на. Древнерусское — икона. Иконой называют изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой (особенно характерно для христианской религии). Слово появилось на руси в связи с принятием христианства, в конце x в. Источник имеет греческое происхождение. С того времени значение слова не менялось, существительное остается общеупотребительным и по сей день. Производные: иконостас, иконный.

 

Происхождение слова икона по этимологическому онлайн-словарю Семёнова А. В.

ико́на др.-русск., цслав. икона (мин. 1096 г. и др.). Из ср.-греч. εἰκόνα, греч. εἰκών; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 235; Гр.-сл. эт. 66.

 

Происхождение слова икона по этимологическому онлайн-словарю Фасмера М.

Ико́на. Заимств. из ст.-сл. яз., где икона < греч. eikona «икона» — из eikōn «картина, изображение, подобие», суф. производного от eikō «быть похожим». Ср. образ.

 

Происхождение слова икона по этимологическому онлайн-словарю Шанского Н. М.

http://kulturoznanie.ru/?div=etimology_icon

Этимология слова «икона». (Образ по-гречески — «ейкон». Отсюда происходит и русское слово «икона»).

 

ИДОЛ

Этимологический словарь Фасмера

ИДОЛ

и́дол

  • «божок, кумир; болван, дурак [бран.]»; и́долище «чудовище» (часто в народн. творчестве), блр. iдол «дьявол», др.-русск., ст.-слав. идолъ εἴδωλον (Супр.). Из греч. εἴδωλον; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 65. Из и́долище произошло Одолище, возм., под влиянием одолева́ть, а также Е́долище – от есть, еда́. Идолище похваляется: как хлеба да ем ведь по три печи (см. Савинов, РФВ 21, 41).

 

ИСТУКАН

Этимологический словарь Фасмера

ИСТУКАН

истука́н

  • «идол, божок», др.-русск., цслав. истуканъ «вырезанный, высеченный», прич. прош. вр. страд. зал. от истукати «резать, лить из металла»; с др. вокализмом: тъкнѫти (см. ткнуть, ты́кать). Ср. греч. τύκος «резец», τυκίζω «высекать» (Прельвиц 470; Преобр. I, 276; Желтов, ФЗ, 1876, вып. 1, стр. 25).

 

Толковый словарь В. И. Даля

ИСТУКАН м. (истюкать, насечь тюкая, церк. истукати) статуя, изваянный образ, изображенье; болван; идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резьбы. Истуканный, к истукану относящ.; истуканов, ему принадлжщ. Истуканова головища. Истуканщик м. ваятель, ревдик, камнетес, литейщик, делающий истуканы. Истукановатый, истукану подобный, глуповатый, тупой.

 

духовная беллетристика

ИКОНА

http://pervobraz.ru/slova/article_post/ikona

ИКОНА  24.02.2018 23:16

ИКОНА – по данным этимологов происходит от древнего (праиндоевропейского) корня *weyk- «подходить, соответствовать». В русском языке – из древнегреческого, где однокоренное слово εἰκών означает «образ, изображение, представление». «И сотвори́ Бóгъ человѣ́ка, по о́бразу Бóжiю (в греческом тексте «κατ᾿ εἰκόνα θεοῦ» /като икона Феу/) сотвори́ егó: мýжа и женý сотвори́ и́хъ» (Бытие, 1:27). Также, как слово ОБРАЗ связано с глаголом обазить/ображать «обделывать, обтесывать камень» — «придавать подобающий облик», слово ИКОНА связано с представлением «облачать безвидный дух в видимую плоть – «воплощать». Икона – это изхождение духа, создающее образ вещи – изображение, предшествующее воплощению — произхождению вещи из духовного мира в материальный. Замысел даже мертвого механизма невозможно воплотить без иконы – предварительного изображения, чертежа и проекта, согласно которому механизм будет создан. Тем более, без икон невозможно порождение живых существ. В славянском и русском текстах Священного писания слово ИКОНА почти не встречается. Вместо него древние переводчики с древнегреческого языка чаще всего ставили слово ОБРАЗ: «И сказал Бог: сотворим человека по образу (в греческом εἰκόνα /икона/ тексте) Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу (εἰκόνα) Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:26-27). Иконический образ человека согласно Священному писанию отличается от внешнего вида. Образ, передаваемый из поколения в поколение при рождении, человек унаследовал от Бога, а внешний вид – от своих земных родителей: «Поживé же Адáмъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду (ἰδέαν /идеан/ — однокоренное с «идея» и «вид») своемý и по о́бразу (εἰκόνα /ИКОНА/) своемý, и наречé и́мя емý Си́ѳъ» (Бытие, 5:3). Другое слово, замещающее греческое ИКОНА в славянорусских текстах, — ИЗОБРАЖЕНИЕ, то есть, буквально, изхождение образа из внутреннего духовного мира человека во внешний материальный мир: «Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение (εἰκόνα /ИКОНА/) его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения» (Книга премудрости Соломона, 14:15). «Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали (οἰκεῖν /икен/ — глагол того же корня, что икона): делали видимый образ (εἰκόνα /ИКОНА/) почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему» (Книга премудрости Соломона, 14:17). У икон, изображаемых людьми, есть существенное отличие от Икон Божиих: иконы, вдохновенные Богом и созданные по Образу Божию, содержат в себе животворящий Дух, «везде сущий и все исполняющий». Таковы все живые люди, все святые иконы и все образы, сокрытые в живых словах языков мира. Часто иконы изображаются людьми по своей воле и по научению древнего змея, который «бѣ́ мудрѣ́йшiй всѣ́хъ звѣрéй сýщихъ на земли́, и́хже сотвори́ Госпóдь Бóгъ». Такие иконы внутренне мертвы, заразны и смертоносны, поскольку они лишены Духа Истины, но наполнены ядом лести и лжи. Видимый образ того, что умерший древний Змей-искуситель ожил и исцелился от смертельной раны не по Божьей, а по своей воле – величайшее и самое губительное каждого для человека искушение после искушения Евы и Адама. В Священном писании приводится один случай, в котором Господь попускает мертвой рукотворной иконе временно ожить и казаться людям живой: «И увидел (εἶδον /идон/ того же корня, что «вид») я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ (εἰκόνα /ИКОНА/) зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ (εἰκόνι /ИКОНИ/) зверя, чтобы образ (εἰκὼν /ИКОН/) зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу (εἰκόνι /ИКОНИ/) зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение Иоанна Богослова, 13:11-18). Евангелие учит нас не поклоняться денежным знакам с начертанными иконическими образами, позволяющими покупать и продавать материальные блага. Умножать количество накопленных денег вместо уподобления Богу и стяжания Благодати от Него – путь погибели. Предметом поклонения, образцом для уподобления и основой человеческой культуры (в том числе, материальной) должен быть только Нерукотворный Образ Божий, запечатленный в святых иконах и наследуемый всеми людьми от Отца Небесного для уподобления Ему: Покажите Мне динарий: чье на нем изображение (εἰκόνα /ИКОНА/) и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (От Луки, 20:24).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*