Велес, Волос, Перун

10.02.2017

Со значениями имён Велес, Волос, Перун получилась, чуть ли не детективная история. Это, если словом детектив допустимо называть не описание поиска преступника, а описание поиска смыслов этих слов.

Известно, с одной стороны, что Велес и Волос – разновидности имени одного и того же божества древних русов. С другой стороны имеются возражения, и ряд авторов считает, что это имена различных персонажей. Кроме того, о функциях бога Волоса толком и достоверно не известно ничего. Об этом также довольно обескуражено пишут добросовестные исследователи. В то же время другие источники подводят историков к мысли, что Велес (Волос) – скотий бог. При этом одни научники говорят, что обязанность скотьего бога у Велеса (Волоса) основная, а другие знатоки заявляют, что нет, это одна из побочных должностей загадочного бога русских. Общая картина выглядит так, что про этого бога никто ничего толком не знает. Историки даже не знают, как этого бога правильно звать, Велес или Волос? В источниках, якобы, чаще встречается имя Волос, а имя Велес встречается, как бы, всего лишь, три раза. Но поскольку я лично никаких источников никогда не изучал, а пишу всё это со слов и текстов различных современных работников науки истории, то могу спокойно всё напутать и переврать. (Так могут сказать мои оппоненты).

В историю про Волоса (Велеса) впутываются кроме глобальных вопросов, ещё и всякие мелочные замечания, на которые учёный народ просто не обращает внимание и от коих отмахивается белой ручкой. Например, почему, если допустить, что Волос и Велес имена одного персонажа, слова Волос и Велес употребляются как синонимы? Этот вопрос правомочен и трепещет, так как некоторые учёные не видят в словах Велес и Волос никакой синонимичности, а, напротив, утверждают, что раз Волос и Велес не синонимы, то и сущности, носящие эти имена, очевидно разные. У них получается, что было два различных бога, Волос и Велес. Тут ещё путаются в ногах всякие деятели, не причастные к великой науке истории и примкнувшей к ней не менее великой науке этимологии с нелепым вопросом, а почему Волос (Велес) скотий бог, а не скотский. Что это за слово «скотий», и употреблялось ли оно в первоисточниках ещё применительно к чему-либо. Были ли скотьи стада, скотьи дворы и скотьи загоны? Или стада, загоны и дворы были «скотскими». Синонимы ли слова «скотий» и «скотский»? Кроме того, из мифов известно, что Волос (Велес) выступал антагонистом другому русскому богу Перуну. На чём основан антагонизм, толком не понятно. Приводится мутная история, что кто-то у кого-то угнал стадо скота. Толи Перун у Волоса, толи Волос у Перуна. Как говорится, ложечки нашлись, но осадок остался. Но и это ещё не всё! Оба бога у русских считались могучими. Причём кто могучее, историки путаются. Исторические аргументы (или их отсутствие) подменяют собственными глубокомысленными рассуждениями. Одни говорят, что Перун пугал всех, катаясь на колеснице по тучам, гремя громом и пуская молнии. Есть и сейчас люди, инстинктивно боящиеся грозы. И не только в простом народе, но и среди гуманитариев. Они подсознательно убеждены, что Перун очень мощный бог. А другие историки говорят, что Волос (Велес) мощнее, т.к. он скотий бог, а скотина для дикаря всего дороже. Таким учёным робко возражают, что это быть может характерно для скотоводов кочевников, а русы завсегда были народом оседлым. На что заступники Волоса тычут пальцем в старинные непререкаемые труды основоположников коммунистической теории, где ясным языком, чёрным по белому написано, что сначала были племена искателей-собирателей, затем рыбаков-охотников, потом скотоводов кочевников и только потом оседлых земледельцев. Оппоненты, вспоминая коран канон, замолкают. На этом напряжённом научном фоне каменной бабой стоит ещё один факт. Перун был главным богом военных, был богом князей-военачальников и княжеской дружины. А Волос (Велес) был главным богом остального населения. Причём, заметим, в отличие от богов население и дружина обычно не враждовали. А боги враждовали. В общем мутная получается картина с этими Волосом-Велесом и Перуном. В довершение всего, картина затуманивается тем, что про Волоса и Перуна масса графоманов понаписала гору фэнтези и «правдивой литературы», а художники на эту тему придумали и живописали романтические полотна. Как же во всём этом разбираться? Скорее всего, разгадка кроется в именах богов. Надо открыть тайну имён.

Наверное, будет правильным начать с малого. Самое малое, что мы можем сделать, это понять, являются ли слова «волос» и «велес» синонимами. Анализируем.

Велес

Ве-л-ес

Буквально: сверху, снаружи (ве) длинный (л) присоединённый (ес)

Велес – сверху, снаружи длинный, присоединённый. Следует подчеркнуть, что в такой интерпретации стоит обратить внимание на один нюанс. Буква – «-л-» в данном контексте обозначает длину. Только длину. Толщиной можно пренебречь. Длинное и очень тонкое.  Скажите, что было критерием тонкости в старину? Правильно – волос. Сравнивали с волосом. Говорили: тоньше волоса, тонкий, как волосок. Существенным размером волоса была длина. Поэтому я считаю, что буквальное значение «снаружи, длинный, присоединённый» вполне подходит к описанию волоса. Получаем, что слово «велес» обозначает волос и есть синоним этого слова.

Однако это ещё не вся работа, а только её половина. Необходимо реконструировать исходный смысл самого слова «волос». Мы должны сравнить именно исходные значения слов «велес» и «волос». Иначе вывод будет некорректным.

Волос

Во-л-ос

Вовне, внешне (во) длинный (л) выделяющийся (ос).

Вовне, внешне длинный выделяющийся. Длинный, выделяющийся, растущий вовне. Признаки обыкновенного волоса, характеризующегося в основном лишь длиной (остальными размерами можно пренебречь) и тем, что он выделяется (растет) из кожи вовне.

Существует другая интерпретация слова «волос».

во-лос

Буквально: вовне, внешнее, выступающее, наружу (во) из сплошного, целого отделяемый (лос).

Волос – выступающий наружу, отделяемый.

Во вне из сплошного. Характеристика волоса, растущего наружу из сплошного. Из кожи.

Оба варианта дополняют друг друга и делают образ объёмнее.

 

Вот теперь можно делать заключение. На мой взгляд, слова «велес» и «волос» вполне можно считать синонимами, если принимать во внимание приведённые варианты восстановленных смыслов слов. Для себя лично я делаю заключение, что в качестве имени бога слова велес и волос синонимы. Следовательно, Велес и Волос есть имена одного бога. Поэтому в дальнейшем я буду использовать одно из имён, не повторяя назойливо рядом другое имя, но имея его ввиду всегда.

Внимательный читатель, прочитав изложенное выше, скажет: «И что?» «Ну, синонимы», скажет читатель, «Ну волосы», скажет читатель. «Может даже велесы», скажет читатель. «А бог здесь причём?». Действительно, при чём здесь бог?  Почему бога назвали таким странным именем. При чём здесь какие-то волосы? Отличный вопрос, на который надо отвечать. Постараемся. Как все детективы, копнём глубже.

У имён Велес и Волос есть и другие скрытые временем смыслы. Вот они.

 

в-ел-ес

Буквально: внутри (в) крепость, силу, тяжесть (ел) объединяет, поглотив (ес).

Велес – внутри, в себе крепость и силу, и тяжесть (как тягу земную?) объединяющий, поглотивший.

Один из русских богов. Могучий бог. Бог силы.

 

во-л-ос

Внешне выступающий (во) размерами (л) выделяющийся, делающийся заметным (ос).

Волос – выделяющийся, заметный внешне (своими) размерами. Великан. Титан.

 

Объединяя открытые нами первичные значения имени бога Волос-Велес, получаем замечательную характеристику титана. Великан, выделяющийся заметными размерами и крепкий, сильный и тяжёлый внутри. Могучий гигант! Бог силы. Вот так-то! Это уже явно характеристика сверхъестественного существа. Характеристика очень даже подходит могучему богу.

Но, это не всё. Возникает следующий вопрос. Почему Волос зовётся скотьем богом? Что это за прихотливый зигзаг идеологии оседлых русов? Откуда скотина? Скотий бог откуда.

Показываю откуда.

Вол-ос

Буквально: Вол, (бык) выделяющийся внешне (ос).

Большой, заметный размерами вол. Отсюда, возможно, бог Волос называется скотьем богом. Вкралась в имя бога скотья часть «вол».  Ученый люд почему-то этого вола в упор не видит, а умудряется объяснять скотье призвание Волоса через волосатость. Мол, скот волосатый, стало быть, скотий бог – Волос. Дикая логика. Скот бывает и молочный, и тучный, и рогатый, и мясной, и шкуры даёт, и землю пашет. И рога у скота, и копыта, и хвост. Нет же! Городских учёных влечёт именно и только волосатость. Ну, хоть бы шерсть, полезная вещь в хозяйстве. Нет, волосатость им подавай! Но ведь волосаты и дикие звери, робеют оппоненты. Может бог звериный? Может Волос бог всех волосатых зверей? Некоторые знатоки так и стали считать. Бог всех зверей. А другие возражают. Нет, с большевицкой сталью в голосе говорят другие. Скотий! Ну, хоть бы мех, какой? Нет, волосатость и никаких гвоздей! Скотий бог, потому, что Волос. Приговор эрудитов. Разочарую носителей передовой этимологической мысли. Скотий, потому, что Вол! Большой вол, выделяющийся вол. Вол-ос. Вот и вся загадка. Волосы им, понимаашь, подавай! На домашних зверях. Признак божественности. Юные натуралисты. Юннаты городские! Это на ваших штанах от домашних кошек волосы. А у нас Вол. Бык! И у многих народов было божество с внешностью могучего вола, или быка, если хотите. Апис в Древнем Египте. Семитский бог Ваал в Средиземноморье. Крылатый бык с головой человека в Ассирии. Минотавр на Крите. Священные коровы Индии. Игры с быком на фресках Минойской культуры. Митра, убивающий Быка. Отголосок древнейших культов – коррида в Испании. Небесная Корова египтян Нут, молоко которой есть Млечный Путь. Даже Зевс, бог оседлых греков, не стеснялся принимать облик быка-вола.

Хорошо, скажет читатель. Волос и велес синонимы. Понятно. Великан, выделяющийся заметными размерами, крепкий, сильный и тяжёлый внутри. Могучий гигант! Бог силы. Могучий бог. Понятно. Вкралась в имя бога скотья часть «вол». Большой, заметный размерами вол. И у многих народов было божество с внешностью могучего вола, или быка, если хотите. Волос – скотий бог. Понятно. Но! Но это ещё не всё. А чего это Волос с Перуном не поделили? Война у них почему? Объясните.

Объясняю. Имеется ещё одно значение имени Волос. Главное значение. Это значение ни к каким домашним скотам не имеет ни малейшего отношения. Всё куда серьёзнее. Смотрите.

 

Волос

во-ло-с

внешнее (во) сплошное, непрерывное (ло) соединять (с)

Волос – соединяющий внешнее сплошным, непрерывным.

Соединяющий всё окружающее в непрерывный и сплошной континуум. Бог, соединяющий в единое целое весь мир. Серьёзнее некуда.

В этом плане он естественно противостоит Перуну, как об этом утверждается в мифах. Почему? Смотрим, что значит имя Перун.

 

Перун

пе-р-ун

Буквально: непрерывно, всегда (пе) рвущий, разделяющий (р) без нужды (ун).

Перун – непрерывно, всегда, без начала и конца, без нужды рвущий и разделяющий. Бог разрушения.

Бог дружинников на Руси. Бог разрушитель. (Как Сатурн, как Крон, как Марс, как Арес). Ему противостоит Волос – бог объединения в непрерывное единое целое всего окружающего. Бог строитель.

Отсюда и выбор богов покровителей воинами разрушителями и гражданами строителями. У воинов покровитель – Перун, у мирного населения – Волос. И вечная вражда между силами разрушения и силами созидания. А сказки про угнанные стада и про скотов выдуманы много позже, для простодыр-историков, верящих в простые истории.

И снова в нашу повесть вмешивается собеседник. «Впечатляет, – говорит он, – Впечатляет!» «Но! – не унимается докучливый собеседник, – Но! А где здесь Перун – метатель молний?» «Перун – непрерывно, всегда, без начала и конца, без нужды рвущий и разделяющий. Бог разрушения, – это замечательно! А молнии откуда вниз на землю вырываются, а внезапный гром кто издаёт? Перун здесь при чём?»

Вынужден отвечать. Перун здесь вот при чём. Продолжим анализ имени Перун нашим методом. Разобьём имя бога иначе, чем в первом случае. Разобьём имя по буквам.

 

Перун

П-е-р-у-н

Буквально: внезапно, импульсно, резко (п) что-то (е) вырывается (р) по определённому направлению (у) на поверхность (н).

Перун – внезапно, импульсно, резко что-то вырывается  по определённому направлению на поверхность. Это второе значение имени бога.

Из чего сделаны молнии, древний человек не имел ни малейшего представления. Вроде бы огонь, но не совсем. Поэтому в Имени мы совершенно резонно видим неопределённое  «…что-то вырывается…»!

Действие «по направлению поверхности…» можно совершать, только если направление сверху вниз. Извне на поверхность. Со стороны. А какая сторона извне относительно поверхности земли? Очевидно, небо.

Следовательно, Перун, это тот, кто внезапно, резко, импульсно вырывает нечто сокрушительное в определённое место поверхности. Мечет с неба в землю молнии. И, ужасая, обрушивает из туч на поднебесный мир оглушительный грохот.

А может и метеориты в землю мечет? Известны остеклованные заострённые камни – перуновы стрелки. Тектиты.

Вот и получилась, чуть ли не детективная история, со значениями имён Велес, Волос и Перун. Это, если словом детектив допустимо называть не описание поиска преступника, а описание поиска смыслов этих слов.

 

 

Комментариев к записи: 3

  1. Ирина от 03.09.2017 в 17:54 пишет:

    Вол — это не просто бык. Это оскопленный бык, специально выращиваемый для тяжелой работы. А бык — это самец, оплодотворитель.

    Воло — это первый желудок птицы. От объема пищи оно может быть выступающим, тяжелым, буквально — волочиться.

    Так что, действительно, все не так просто.))

    • Беликов от 18.09.2017 в 16:05 пишет:

      Предлагаю взглянуть на общеизвестные факты, связанные со словами бык и вол. Все факты легко находятся в интернете.

      1. Сайт ΛΓΩ lexicography.online›etymology/б/буйвол

      Этимологические словари.
      Происхождение слова буйвол в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
      Б
      буйвол
      Происхождение слова буйвол
      бу́йвол диал. бу́йла, бу́йло «буйвол, лось», укр. бу́йвiл, бу́йвов, блр. ба́вол, др.-русск., русск.-цслав. быволъ, болг. би́вол, сербохорв. би́во̄, род. п. би́вола, чеш. buvol, др.-чеш. byvol, польск. bawóɫ, bajwóɫ, в.-луж. buwoɫ Заимств. из лат. būbalus, народнолат. *būvalus — то же (а не греч. βούβαλος, вопреки Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 223), Бернекеру (1, 116), Брюкнеру (AfslPh 42, 144), так как последнее дало бы *vuvolъ). Здесь имела место (выделено мною) народн. этимология — к bujь «дикий», и volъ «вол»; см. Мейе, RS 2, 68; Романский, JIRSpr. 15, 94 и сл [См. еще Скок, Festschrift Vasmer. — Т.]

      Повторю выделенную мной выдержку из статьи о происхождении слова «буйвол» в этимологическом словаре Фасмера М.
      ► народн. этимология — к bujь «дикий», и volъ «вол».

      Что мы выводим из этой статьи? Мы выводим, что народная этимология утверждает, что буйвол, это дикий вол. Нам здесь интересна именно народная этимология, т.е. интересно то, что говорит народ, носитель языка. Не дикий бык, а дикий вол. Но диких оскоплённых быков, то бишь диких «ветеринарных» волов в природе не бывает. В диком стаде все буйволы – производители. Оскоплённый ветеринаром бык – животное смирное и обязательно домашнее, а буйвол мог быть буйным и жил в дикости. Часто называли его туром. Народ русский это хорошо знал, и тура называл «буйным волом». Подчеркну, волом. Это, во-первых.

      2.
      ► Словарь русских синонимов
      буйвол
      бык
      Итак, слова буйвол и бык – синонимы. Это, во-вторых.

      3.
      Толковый словарь В. И. Даля
      БЫК
      м. известное домашнее животное, Bos Taurus, коего самка называется коровой; быки, волы и коровы составляют наш крупный рогатый скот; овцы и козы мелкий. Бык, относительно своего рода, то же что жеребец между лошадьми, а вол отвечает мерину. На юге, бык и вол одно и то же, а плодный бык называется нерезь, бугай, сиб. порос, смол. кнорос. …
      БВП. В.И. Даль утверждает в статье про слово бык, что на юге бык и вол одно и то же. Перепроверяем это утверждение с помощью другой статьи того же В.И.Даля.

      ВОЛ
      м. укрощенный (кладеный, легченый) самец домашнего крупного скота, говядо; в плодном состоянии своем бык, южн. бугай, а самка корова. На юге, бык и вол одно и то же, почему и у нас говор. езда на волах и на быках, хотя в упряжь идут только первые, обычно парою, в ярме; накладывают 50-60 пудов….
      БВП. Оказывается, как утверждает Даль, в народе при разговоре смешивали слова бык и вол. Это, в-третьих.

      4. Можно привести примеры из литературы, о том, что знаменитые цистерны Константинополя хранили запасы питьевой воды, и эта вода омывала множество неких волов, поддерживающих мощный потолок цистерн. Этот потолок одновременно являлся основанием для помещений верхней части храма Святой Софии. Причем исследователи проводят прямые параллели между этими волами и мостовыми опорами, называющимися быками. Всем известно, что опоры мостов называются быками. А загадочные волы в константинопольских цистернах появились в русскоязычных текстах из-за того, что в старину слова бык и вол переводчиками смешивались, т.к. были синонимами. Это, в-четвёртых.

      5. Многократно в «Слове» Всеволода называют буй-туром («ярым туром»). В те древние времена турами звали диких быков — зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости — говорили: «храбрый как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.
      Славянская мифология. Буй-тур Всеволод
      vision7.ru›33-1-0-3447

      Так что соглашусь с вами, не всё так просто с волами. Ветеринарным термин «вол» стал позже. И если о мужчине говорят – работает, как вол, – то это ни как не намекает на то, что мужчина кастрирован и работает евнухом в гареме, а только на то, что он физически крепок и работает за троих. Потому-то такое сравнение и не носит оскорбительного оттенка. Не всё так просто с волами.

  2. Ирина от 24.10.2017 в 19:33 пишет:

    Благодарю за развёрнутый и объёмный ответ.Вы совершенно правы — не всё так просто везде, не только с волами.)
    Увлеклась легендами о Волосе и Перуне, и вот какая мысль мне пришла в голову. Как говорят догоны, парность закон Вселенной. Следовательно, два могучих божества изначально были парой. Один — воин, защитник, добытчик. Другой — тыловик, обозник, хозяйственник. В паре — они сила. Ну да ладно, мифы — дело увлекательное.
    По теме хочу спросить совета у Вас и Вашего Опыта в связи вот с чем. Можно ли применять для чтения слов такой, например, прием. Слово «полОСа». Буквально это половина оса. Полный ОС — 2 полосы.Прямо как у настоящего насекомого. Тогда получится, что ВОЛОС — двоичен, двуглав, как говят знатоки богов. Следовательно, и два характера, два проявления: черное и светлое. Как оса, Волос свободен, подвижен и в обиду себя не даст. Кроме того, «осемь» — древнее «восемь» — две полоОСы, соединенные в круги, как петля Мёбиуса — соединение о котором Вы говорите. Имея ОСЕМЬ — осеменитель, никак не скажешь, что ВОЛОС как-то связан с ОСкоплением.)
    И по поводу «скотьего». СКОТница когда-то имело значение «казна, казнохранилище, богатство». Скот и был для сельчан богатством. Поэтому СКОТИЙ — скорее богатый, владеющей казной, богатством. Одним словом — обозник.))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*