Дед да Баба

22.12.2016

дед,

1) д-ед

Буквально: делающий (д) уничтожающий (ед)

Дед – одно из первоначальных божеств, создавших мир и время. Аналог – Сатурн, порождающий и поедающий своих детей. Аналог – время, порождающее и уничтожающее. Аналог – Шива, порождающий и уничтожающий свои творения. Инь и Янь.

  Возможно, лигатура «деед». Сравни: Дей – бог-созидатель.

 

С. Лесной «Откуда ты Русь?»

Велесова  книга

СЛАВА ТРИГЛАВУ!

11a-II /1/

«И вот начните,

во-первых, — главу пред Триглавом склоните!»

— так мы начинали,

великую славу Ему воспевали,

Сварога — Деда богов восхваляли,

что ожидает нас.

Сварог — старший бог Рода божьего

…….

баба,

1) ба-ба

Буквально:  Защищающая (ба) защитница (ба).

Баба. Жили, были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, а золотое. Снесла курочка Ряба Мировое Яйцо! Яйцо, из которого возник Мир. Сказка, которую русский человек слышит одной из первых в своей жизни. И помнит всю жизнь. И мы с вами помним. И знаем, что Дед не простой. Дед – созидатель и разрушитель. А Баба? А Баба – защитница. Не дай бог Дед разрушит не то, что надо. Баба следит за Дедом и защищает от разрушения особо ценное, созданное Дедом. И большое и малое. Например, Сказка о курочке Рябе сохранилась до сих пор.

 Привожу для коллекции выдержку из Энциклопедического Словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Статья очень устарела и во многом вводит читателя в заблуждение, но передаёт атмосферу поисков науки девятнадцатого века в отношении сакрального термина «баба». Кто торопится, может не читать.

БАБА

Баба в славянских поверьях

(собственно старая женщина, бабушка) ≈ существо, играющее роль в славянских народных поверьях. В Богемии грозовые тучи называются «бабами», так, говорят: «Поднимаются бабы ≈ быть грозе»; северо-восточная часть небосклона называется по-чешски «b á by kont» ≈ угол «бабушек», потому что отсюда обыкновенно начинается непогода. В доисторическое время, баба у славян-арийцев было божеством света; «Злотая Б.» ≈ луна южных славян; она приходилась, по мифу, теткой «Святовиду» ≈ воплощению солнца, живительной силы солнца, но противоположная ему по качествам, представляя томление и смерть природы. Оттого зиму и воплощали в сказках под формами Бабы-Яги, пожирающей молодых девушек, в большинстве случаев, уходивших из ее плена, спасаясь от угрожавшей им участи (см. Баба-яга). Гануш приравнивал Б. славян ≈ индийской богине Бхавани (Гануш, «Die Wissenschaft des slawischen Mythus») В смысле пестунницы племянника Святовида, Гванвини принимает золотую Б. ≈ «Aurea anus» («Sarmatiae europeae descriptio», стр. 85). Указывая, что этого идола сажали па возвышенностях, Гванвини прибавляет, что Золотой Бабе приписывали предвидение и прорицание будущего, обращаясь к ней с гаданием и ожидая услышать звук, тоны которого имели различное значение. В первых известиях XVI в. о Зауралье упоминается о «Золотой Б.» ≈ идоле чудских племен, на р. Оби. Tkany (в «Mythologie» II, р. 210) приравнивает поклонение Золотой бабе к чествованию египетской Изиды и, упоминая о кумире по р. Оби, окруженном музыкальными инструментами, производившими время от времени большой шум, прибавляет, что тут не было следов принесения жертв, кроме тканей и волос головных, повергаемых перед кумиром в качестве приношений. Из этого выводилось заключение, что при идоле существовало прорицалище, конечно, с культом жрецов, для объяснения решений оракула. Словом, мифологи славянские новейшего времени находили тождество полное между «Живой» в Индии, «Поренутом» у славян и «Бабой» в виде каменных кумиров в сидячем положении, подобно находимым в юго-восточных степях южной России. …

 

Дед

2) де-д

Буквально: действует (де) с усилием (д)

Дед — действующий с усилием. Немощный, слабый.

 

баба,

ба-ба

Буквально:

1) защищённая (ба) защитой (ба).

2) Защищающая (ба) защитница (ба).

3) Широкая (ба) выступающая в пространстве (ба)

 

1) Замужняя женщина, находящаяся под защитой мужа.

2) Бабушка, защита ребёнка, когда родители отсутствуют. В сказках очень часто фигурируют внук (внучка) и бабушка.

Старая женщина, защищаемая семьёй.

3) Широкая, выступающая в пространстве. Например, Снежная баба.

баба

ба-б-а

Буквально: широкая, защищающая (ба) выступающая, возвышающаяся (б) вдали, видная (а)

Баба — антропоморфная фигура в степи.

 

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БАБА

Баба женская фигура

≈ очень рано в южной России путешественники стали замечать грубые изображения человеческих фигур, разбросанных по различным местностям и поставленных неизвестно кем и для какой цели. Исторические следы существования этих фигур, которые известны под названием баб ≈ встречаются уже в XIII веке, а сами бабы существуют до сих пор разбросанными на громадной полосе земли, обнимающей всю южную Россию, киргизские степи и на западе древнепольские области, хотя в последних они встречаются гораздо реже. По своей форме фигуры эти распадаются на два разряда: столбы с человеческими головами и целые фигуры, более или менее обделанные, относимые отчасти к железному веку в его древнейшую пору, отчасти же к более поздним временам. Более точно определить время их происхождения, имя народа, который их делал и цель, которой они служили, невозможно; надо только упомянуть, что в общем бабы встречаются на том же пространстве, что и курганы. Что касается их внешности, можно заметить, что они представляют всегда человека во весь рост, причем всегда ясно отделанной является только голова; тело же бывает или намечено в контурах, или же изображено более тщательно. Бабы представляются или женщинами, иногда обнаженными до пояса, с обвисшими грудями, в высоких на голове шапках, с двумя косами, с руками, сложенными на животе, держащими какой-то неопределенный предмет вроде чаши, ≈ или же мужчинами, в меховых кафтанах, ермолках, с бритой головой, с мечами у пояса. Есть, однако, некоторые разновидности: во-первых, фигуры представляются в сидячей и стоячей позе, а во-вторых, руки у некоторых иначе расположены. Так, в Екатеринославской губернии найдена Б., одна рука которой прикасается в колену, а другая поднята к. уху; на нее похожа такая же Б., найденная в Келецкой губ. Здесь же в Келецкой губ., у подошвы Лысой горы стоит каменная, грубо отесанная фигура, представляющая человека, стоящего на коленях, но эту фигуру местный народ не называет Б., а св. Онуфрием, и рассказывает о ней легенду, что этот святой окаменел по причине своего хвастовства, что он каждые сто лет на дюйм поднимается в гору, и что когда он достигнет вершины горы, тогда наступит конец света. Подробности о бабах можно найти в «Трудах первого археологического съезда в Moскве» в статье гр. Уварова.

 

Баба

б-аб-а

Буквально: возвышаясь, выбрасывается вовне (б) соединяясь с чем-то незащищённым (аб) доступным для действия (а)

Баба — возвышаясь, выбрасывается вовне, соединяясь с (чем-то) незащищённым и доступным для взаимодействия (для удара).

Тяжёлая ударная деталь, деревянная или металлическая, которая возвышается, поднимается с помощью троса или руками и выбрасывается вниз или в сторону для соприкосновения (соединения) с большой силой с незащищённым от удара предметом, доступным для действия бабы. При выбросе в сторону, «незащищённое и доступное для взаимодействия», это незащищённая ничем стена обрушаемого строения.

Чугунная баба. Баба, которой ломают стены домов при сносе.

 

При выбросе вниз, «незащищённое и доступное для взаимодействия», это открытый для удара торец бойка, пуансона, сваи или ещё какой-либо поверхности. Баба ударяет по доступному для воздействия участку сваи или трамбуемого грунта.

Строительная баба.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

Баба в строительстве

≈ так в строительном деле называется снаряд для забивки свай. Она бывает деревянная или чугунная. Деревянная баба весит от 4≈5 пуд. По наружному виду похожа на трамбовку для убивки мостовых, только с более тяжелой оковкой и двумя вделанными накрест ручками. Такая Б. называется ручной. Четверо рабочих могут ею забивать сваи от 4 до 6 верш. диам. в обыкновенных грунтах и на небольшую глубину. Для забивки свай в крепких грунтах и на большую глубину употребляются тяжеловесные бабы, обыкновенно отливаемые из чугуна. Они имеют вид цилиндрической или четырехугольной болванки, диам. от 7 до 10 верш. и весом от 10 до 200 пуд. Вес бабы зависит от веса забиваемых свай и должен быть, по крайней мере, в два с половиной раза более веса сваи. Для подъема на требуемую высоту чугунных Б. имеются особые приспособления (см. Копер).  В прошлом (1889 г.) у нас в России придумано инженером С. Арцишем устройство паровой бабы. … Комиссия, производившая испытание этой бабы на Николаевской дороге, признала, что простота, удобство, целесообразность и дешевизна работы, при относительно незначительной стоимости первоначального устройства (до 1500 р.), вполне заслуживают внимания лиц, имеющих надобность в этого рода снарядах. …

 

Теперь десерт. Словарные статьи из этимологического словаря и краткий их анализ. В качестве релаксации.

 

Школьный этимологический словарь русского языка

ДЕД. Общеслав. Из детского языка. Образовано удвоением dě (dě > de); ср. тетя, баба. Переоформлено по образцу сущ. М. р. Типа отец, сын и т. Д. См. дядя.

 

Школьный этимологический словарь русского языка

БАБА (замужняя женщина). Общеслав. Возникло в детской речи как удвоение слога ба (ср. подобные мама, папа, дядя и т. д.). Исходное значение «бабушка». Бабка, бабушка, бабуля — суф. производные от баба «мать отца или матери» > «старая женщина, старуха».

…Читаем статью этимолога: баба (замужняя женщина) из детского языка. Прелесть! Вы поняли, читатель, что написано? Замужняя женщина из детского языка?! Как дитё определяло, замужняя женщина или нет? Откуда дитё понятие взяло об институте замужества? Это выдумка пережившего пубертатный период «учёного». Мне возразит «вдумчивый критик». Речь в статье идёт скорее не о замужней женщине, а о «бабушке». Хорошо, скажу я. «Вдумчивый критик» только усугубил ситуацию. По «вдумчивому критику» грудное дитё умеет распознавать не только замужнюю женщину, но и возрастную иерархию среди женщин! От сиськи оторвавшись, посмотрело дитё по сторонам и определило: вот замужняя баба, а вот замужняя же баба, но постарше – баба, которую этимолог будет звать в статье «бабушка». Баба, которая баба и баба, которая бабушка! А вот женщина незамужняя. Девка. Экая галиматья написана в статейке школьного этимологического словаря про слово баба.  Я уже писал о детском языке этимологов. О том, что учение о «детском языке», как и учение о звукоподражании, это одно из убежищ этимологов, когда слово не поддаётся этимологизации в рамках ортодоксальной теории. Кто не помнит, не поленитесь, перечитайте. В частности про то, что возможен взрослый язык для детей, но не детский язык для взрослых. Детский язык для взрослых напоминает бредни Оутса про подсознание новорождённого. Это взрослые, обучая детей языку, могут применять сюсюканье и простые слова, а не грудные дети придумывать язык для взрослых. Чувствуете разницу? Тем, кто возражает, задам вопрос. Отчего многочисленные Маугли не придумывали среди волков и прочих медведей своего языка? Наука знает ответ. Без человеческого окружения, говорящего с детьми на человеческом языке, младенцы, вскормленные и выросшие среди диких зверей, навсегда теряют способность к членораздельной человеческой речи! Это общеизвестный медицинский факт! Но, похоже, этимологи чужих книжек не читают. И другие науки им не указ.

Всё написанное по поводу этимологической «бабы» читатель может самостоятельно экстраполировать и по поводу статьи про этимологического «деда». Если вообще обратит внимание на эту безапелляционную словарную этимологическую чепуху.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*