Тень
Тень, тьма, темень, душа, дух, дыхание, воздух
Читатель задаст вопрос. Почему в заголовке такой набор слов? Присутствие слов тень, душа и дух, учитывая сакральную, культовую и мистическую направленность тематики текущей книги, как-то оправдано. А зачем приводятся слова тьма, темень, дыхание, воздух? Они, возможно, интересны с точки зрения первобытных смыслов, но выпадают из общего контекста. Согласен. Выпадают. Причина появления в данной статье такого перечня слов в заголовке банальна. Эти слова припутали и повязали между собой «серьёзные» этимологи. Тень, тьма, темень у них перемешаны, как салат оливье. Из слов душа, дух, дыхание, воздух этимологи сделали винегрет. Соображения поваров витиеваты, причудливы и сумеречны. Пришлось разбираться с медитациями кулинаров. У них намешаны и другие ингредиенты, но я боялся перегрузить статью.
Тень
те-нь
Буквально: стелющаяся, простирающаяся по поверхности (те) прилегающая, прочно прикреплённая к поверхности (нь).
Тень – стелющаяся, простирающаяся по поверхности, прочно прилегающая и прикреплённая к поверхности
Тень. С одной стороны, невозможно оторвать от поверхности. С другой стороны, к поверхности не прикреплённая, обтекающая поверхность.
т-е-н-ь
Буквально: крепкое, привязанное (т) нечто, слабое и лёгкое (е) опускаясь, располагается на поверхности (н) предельно мельчайшее (ь).
Поясню. «Привязанное крепко нечто» – привязанное к предмету, отбрасывающему тень. К предмету, дающему тень. Противоречия с первым вариантом нет. Движется предмет, к которому крепко привязана тень, движется и тень. Стелется по поверхности.
Продолжим анализ. «Нечто слабое и лёгкое». Что может быть легче? Тень не связывает движение, не путается под ногами, не обременяет тяжестью, не тянет к земле. Не цепляется за выступы и препятствия. Не увлекает за собою даже пушинку. Что может быть слабее?
«Предельно мельчайшее». Тень двумерна: длина и ширина. Третьей меры – толщины нет. Мельчайшая размерность. Математически идеальная двумерность.
Вариант дешифровки окончания слова тень: опускающаяся поверхность (н) предельно мельчайшая (ь). Это, если воспринимать тень, как особого рода поверхность. Получается следующее. Тень – крепко привязанное нечто, слабое и лёгкое, опускаясь, располагается на поверхности предельно мельчайшее. Предельно мельчайшее – предельно тонкое. Кто скажет, какой толщины тень?
Продолжаем.
Под ударением гласная в русских словах удлиняется: теень.
те-е-нь
Буквально: простирающееся по поверхности сверху, стелющееся, обтекающе по рельефу, скользящее (те) нечто слабое, лёгкое (е) прилегающее плотно, без зазоров; прочно закреплённое, расположенное плотно к поверхности (нь).
Тень – нечто простирающееся по поверхности сверху, стелющееся, обтекающе по рельефу, скользящее, слабое, лёгкое, плотно без зазоров прилегающее, прочно закреплённое и расположенное плотно к поверхности.
Первое неожиданное значение.
т-ен-ь
Буквально:
1) Поглощает (т) вмещая (ен) совсем (ь);
2) Поглощает (т) вторгаясь (ен) совсем (ь);
3) Опора (т) помещённая внутрь (ен) совсем (ь). Этот вариант будет рассмотрен отдельно.
Тень
Поглощает совсем, вмещая. Поглощает, вторгаясь совсем. Эта толкование относиться, скорее, к таким явлениям, как ночная (вечерняя) тень. Не резкая тень от солнца, а надвигающаяся, вторгающаяся тень ночи или мрачной тучи. Однако, это не всё.
Необходимые подробности.
В данном разделении слова тень на семы «т», «ен», «ь» я усматриваю ещё одно неожиданное и оригинальное первобытное значение слова.
Разберём данное разбиение слова на семы подробно.
Поглощает, вмещая совсем. Или – поглощает, вторгаясь совсем. Перепишу по-человечески. Совсем, полностью поглощает вмещая. Одновременно совершенно поглощается, вторгаясь, либо вмещаясь. Вопрос: что поглощается полностью вмещаясь? Подойду к слову более изощрённо. Поглощается (т) с вмещаясь (ен) совершенно (ь). Предлог «с» подразумевается, так сказать, «под титлом». Сема «Т» стоит рядом, «с» семой «ен». Т(с)ень. Тогда сему «ен» можно читать как «с вмещаясь» или «совмещаясь»! В итоге имеем: поглощаются, совмещаясь совершенно. Тени – буквально: совершенно поглощаются совмещаясь.
Совершенно поглощаются совмещаясь. Что это значит? Какое явление описывается? Описывается следующее явление. При совмещении теней они взаимно поглощаются. Если большая тень надвигается на меньшую, меньшая исчезает, поглощаясь большей. Тени не складываются, зона меньшей тени не становится гуще (а вокруг большая тень посветлее). Затенение не суммируется, а поглощается взаимно. Падение освещённости не меняется, тень не усиливается. Если в солнечный день я зайду в тень здания, то моя тень поглотится большой тенью строения, а не будет следовать за мною более тёмным пятном. Если на окрестности надвигается всеобщая тень, например, от туч (пасмурная погода) или после заката (вечерняя тень), то тени от предметов исчезают, поглощаются.
Примечание. Мы рассматриваем тени на земле отбрасываемые непрозрачными телами. Например, телами такими, как у нас с вами. Я предполагаю, что вы не полупрозрачный, призрак. Полутени, градиенты и рефлексы, это следующая ступень науки о свете и типах источников света. Не рассматриваем здесь тени и от полупрозрачных предметов. Таких, как листья деревьев, полупрозрачных облаков или атмосферной дымки. Не об этом речь. Подчеркну, речь о тенях от непрозрачных объектов.
Самою тень, можно назвать, в каком-то смысле, полупрозрачной. В тени детали различаются хуже, чем на солнце, но всё же различаются. Именно в этом тень схожа с полупрозрачным призраком. Сквозь него детали окружающих предметов также просматриваются хуже. Поэтому допустимо выражение «призрачные тени». Разница в том, что тень прикована к поверхности, а призрак может шевелиться. Правда тень тоже может шевелиться, если меняется фон. Тень может скакать, удлиняться, укорачиваться, ломаться и трансформироваться самым причудливым образом. Например, брокенский призрак шевелится, когда перемещаются клубы тумана, на которые легла тень человека. Мы нашли пересечение понятий призрак и тень. Напомню. Вопрос о связи смыслов слов призрак и тень задавал в своем комментарии к статье «Призрак» читатель под именем Олег. См. статью «Призрак».
Обобщим разобранные выше первобытные значения слова тень.
Тень – стелющаяся, простирающаяся по поверхности, прочно прилегающая и прикреплённая к поверхности
Тень – крепко привязанное нечто, слабое и лёгкое, опускаясь, располагается на поверхности предельно мельчайшее.
Тень – нечто простирающееся по поверхности сверху, стелющееся, обтекающе по рельефу, скользящее, слабое, лёгкое, плотно без зазоров прилегающее, прочно закреплённое и расположенное плотно к поверхности.
Тень – совершенно поглощается совмещаясь.
Второе неожиданное значение.
Наконец, имеется странное значение слова тень.
Т-ен-ь
Буквально: опора (т) помещённая внутрь (ен) совсем (ь).
Опора, помещённая внутрь совсем. Душа? Душевный стержень? Крепкий характер?
К этому значению слова «тень» мы обратимся в данной статье ниже, при исследовании первобытного смысла русского слова «душа».
Интермедия.
Учитель и ученик.
Этимологический словарь Фасмера
ТЕНЬ
- род. п. -и ж., укр. тiнь, цслав. тѣня, словен. tẹ́njа «тень, силуэт», польск. сiеń «тень», н.-луж. śěń м. «тень, мрак».
- Обычно объясняется из *tēmnь и связывается с *tьmа, *tьmьnъ (см. тьма); ср. лит. témti, témstа «темнеть»; см. Розвадовский, Jagić-Festschrift 307; Миккола, Ursl. Gr. 1, 66; Вондрак, ВВ 29, 173 и сл.; против см. Ягич, AfslPh 37, 201; Брюкнер, AfslPh 29, 111. Другие пытаются доказать общее происхождение со стень (см.) (Ильинский, AfslPh 28, 160) или со стень и сень (Брюкнер 62, также Шпехт у Хаверса (124), который пытается объяснить колебание начала слова мотивами табу). Против сближения с сень выступает Перссон (700). Бросается в глаза отсутствие древних примеров формы тень.
ТЕНЬ
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А Боброва. 2004.
Общеслав. Суф. Производное (суф. -нь) от той же основы (с перегласовкой ě/ь), что тьма. Исходное *těmnь > тень после упрощения группы согласных mn > n и изменения «ять» в е. Предполагаемые связи с сень, стена маловероятны.
БВП. Если бы Фасмер и Шанский написали «темень», а не выдуманное *těmnь, они бы попали, если не в точку, то в круг. Но они предпочли выдумку и промазали.
Фасмер и Шанский ошиблись. Они, как и все «русские этимологи» подбирают слова по похожести, а не по смыслу. Да ещё любят, хлебом не корми, придумывать бессмысленные буквосочетания, выдавая их за ископаемый раритет. В данном случае на прилавок выкладывается подделка под антик – колченогий новодел *těmnь. Адепты объявили эту молотую чепуху якобы пропавшим во тьме веков прародителем русского слова тень.
Кроме того, оба деятеля в качестве подпорки для своих заключений, привлекли слово тьма. И снова промазали! Слова тьма и тень похожи, но исходно имеют разные смыслы. Значение слова тьма установлено нами во второй книге «Группы слов», в статье «И отделил свет от тьмы…». Полезно прочитать ту статью целиком, однако необходимый фрагмент я приведу здесь. Читаем.
Тьма
Книга вторая.
И отделил свет от тьмы.
Свет, тьма, ярко.
- тьма
Буквально: 1) Погружено (ть) в открывающееся внутреннее пространство (ма).
2) В землю, в твердыню до основания погружаться (ть) с открывающимся внутренним пространством (ма).
Тьма.
1) В открывающемся внутреннем пространстве пещеры, жилища, какой-либо ёмкости темно. Тьма внутри. В физике абсолютно чёрное тело моделируют с помощью отверстия открывающегося во внутреннее пространство полой сферы. Тьма внутри зрачка глаза.
2) В землю, в твердь, в твердыню с открывающимся внутренним пространством. В пещеру, в землянку, в погреб, в строение. В древности не было электрического освещения, нельзя было щёлкнуть выключателем при входе (это я для этимологов) и в помещении было темно как в пещере. Свечу или лампу необходимо было зажечь во тьме на ощупь или горящей внести внутрь.
У слова «тьма» есть ещё два значения, так же хорошо дешифрируемых, но я убрал соответствующие дешифровки из данного текста, т.к. иные смыслы относятся к смысловым полям, связанным со счётом и с военным делом. В данном разделе обсуждение иных смыслов уведёт повествование в сторону и загромоздит текст. В разделах книги, посвящённых военному делу и счёту, мы вернёмся к слову «тьма», как воинскому соединению и числовой величине древности. Конец цитаты.
Темень
те-ме-нь
Буквально: стлаться по поверхности сверху (те) снаружи (ме) плотно к поверхности прилегая (нь).
Темень – стлаться по поверхности сверху, снаружи прилегая плотно к поверхности.
1) Продвигаться на ощупь. Полная темнота.
Говорят, темень – хоть глаз коли. То же самое, что темнота. В старину про слепого человека говорили – тёмный. Слепой продвигается на ощупь. Пролаза. Васи́лий II Тёмный (русский великий князь 15 в., ослепленный соперниками).
2) Стелется по поверхности сверху, снаружи прилегая. Тень.
Можно сравнить. См. тень.
С тенью и сопутствующими словами разобрались. Слова хорошо мотивированы в русском семантическом поле и очевидно исконные. Поговорим теперь о душе и сопутствующим душе словам.
Душа
д-у-ш-а
Буквально: сила, деятельность, концентрат (д) находящегося внутри (у) выделяющегося, выступающего (ш) вида, отзывающегося в ответ реакцией (а)
Душа – сильный и деятельный концентрат, находящийся внутри выделяющегося выступающего видимого (тела), (которое) отзывается в ответ реакцией.
Деятельной силой является душа. Тело (нечто выделяющееся, выступающее, видимое) отвечает соответствующей реакцией.
Можно сравнить первобытное значение русского слова душа со странным значением слова тень. Некая опора, помещающаяся внутри человека и некий деятельный концентрат, некая деятельная сила внутри видимого (внешнего, выступающего) тела человека, управляющая последним. На мой взгляд, прослеживаются некие ассоциации. Но буквального совпадения, кроме того, что обе субстанции находятся где-то внутри человека, я не усматриваю. Усматриваю другое.
Аюрведа для души! Официальный сайт доктора Торсунова. АЮРВЕДА-РАДИО
Для существования в материальном мире душа пользуется материальным телом, которое подвержено разрушению. С помощью ума, устойчивого к влиянию времени, душа управляет грубым телом
ду-ша
Буквально:
1) Действует (ду) скрытно (ша).
2) Действует в направлении (ду) выделения в пространство (ша).
Душа —
1) Нечто, стремящееся укрыться. Скрывающееся, сокрытое.
2) Действующее скрытно.
3) Нечто, стремящееся выделиться в пространство.
Все интерпретации, скорее всего, верны.
Душа ушла в пятки. Действует по велению души. Душа вон.
Теперь пришла пора вспомнить о том, что имеется странное, на первый взгляд, значение слова тень. Напоминаю.
Т-ен-ь
Буквально: опора (т), помещённая внутрь (ен) совсем. Или: опора, полностью помещающаяся внутри. Душа? Душевный стержень?
Для справки. У древних египтян, по заверениям египтологов, тень (Шуит) являлась одной из составных частей личности и могла гулять сама по себе.
Как я обещал, к этому значению слова «тень» мы возвращаемся, чтобы сопоставить с первобытным смыслом русского слова «душа».
Выпишем в столбик некоторые из первобытных значений русских слов тень и душа.
Некая привязанная к субъекту и стелющаяся субстанция.
Некая внутренняя опора.
Сильный и деятельный концентрат внутри тела, управляющий телом.
Нечто стремящееся укрыться. Действующее скрытно.
Нечто, стремящееся выделиться в пространство.
Получился список. Значений много. Пять. Казалось бы, их ничего не объединяет. На первый взгляд. Если не принимать во внимание древние концепции того, что мы сегодня называем душой. Например, одним из непременных компонентов «души» в Древнем Египте была тень. Почему я написал слово душа в кавычках? Определение термина «душа» до сих пор является сложнейшим делом. Тем более в древности, как утверждают египтологи, единого иероглифа «душа» не обнаружено. Личность человека в те времена определялась как сумма компонентов. Эти компоненты условно, для лаконичности, вместе и по отдельности именуются египтологами расплывчатым термином «душа».
Ещё один момент. Почему я привлекаю в качестве примера Древний Египет? Отвечаю. Потому, что именно в том обществе наиболее подробно разработана тема сложной структуры «души». Нет никаких оснований полагать, что в других архаических обществах взгляд на «тонкие тела» человека был более цельным.
Возможный перечень некоторых компонентов «души» в старину.
- Некая привязанная к субъекту и стелющаяся субстанция.
- Некая внутренняя опора.
- Сильный и деятельный концентрат внутри тела, управляющий телом.
- Нечто стремящееся укрыться. Действующее скрытно.
- Нечто, стремящееся выделиться в пространство.
Что же объединяет сущности в этом списке? Выскажу предположение. Возможно, мы обнаружили смыслы неких древних компонентов, входящих в состав личности человека. Компонентов, соответствующих первобытным людским воззрениям времён формирования слов тень и душа. («Русских этимологов» прошу не суетиться). Например, в Древнем Египте, в разные времена насчитывалось от трёх до четырнадцати компонентов, составлявших человеческую личность. Они противоречивы, туманны и не совсем поддаются изучению по сей день. Современные египтологи сошлись на списке из девяти элементов. См. приложение к статье.
Концепция души в Древнем Египте.
По верованиям людей древнего Египта понятие «душа» — это весьма условное обозначение, которое имеет мало общего с аналогичным понятием у христиан. Его используют египтологи лишь для общего удобства.
Единой общей для всего Египта системы воззрений о составе Человека нет. Так, например, в древнюю эпоху выделялось всего три составляющих: Ка, Ба и Ах, — а в гробнице Аменемехта говорится, что четырнадцать. А советский исследователь Рак говорит, что шесть…
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ДУША: ХАТ, САТ, ИБ, РЕН, КА, БА, АХУ, ШУИТ, ХЕКА
Все названия достаточно условны. Как звучали реально иероглифы в Древнем Египте твёрдо не установлено.
Дух
Слово многозначное. Это и дыхание, и сверхъестественная сущность, и эмоциональное состояние, и сильный запах.
Значения слова дух, как особого состояния дыхания. Тот дух, который требуется перевести, запыхавшись. Перевести дух, перевести дыхание.
д-у-х
Буквально: прилагать усилие (д) пребывать в состоянии (у) дыхания (х);
прилагать усилие (х) для (у) дыхания (х).
Прилагать усилие для дыхания. Усиленное дыхание.
Пролаза – перевести дух. Перевести в спокойное состояние путём усиленного дыхания.
д-ух
Сильно (д) вдохнуть (ух)
Сильный вдох. Вдох полной грудью. Пролаза – сильно вдыхают на морозном воздухе, на морском берегу, в берёзовой бане и восклицают – Какой дух!
Сверхъестественные духи. Дух, как эмоциональное состояние.
Сверхъестественные духи делятся на две категории. Чистый дух и нечистый дух.
Что касается чистого духа.
Д-ух
Буквально: деятельной силы концентрат (д) вобрать, воспринять (ух)
Трактовать можно двояко. Обе трактовки верны. Это, как две стороны одной медали. Субстанция, содержащая силу, и субъект, воспринявший эту субстанцию.
а) Концентрат, вбирающий деятельную силу. Сгусток силы.
б) Вобравший концентрированно деятельную силу. Субъект, воспринявший сгусток силы.
В русском языке имеются конструкции, отражающие такое положение дел. Святой дух. Сильный дух. Сильный духом. Воспрять духом. Пал духом.
Нечистый дух.
д-ух
Буквально: действует (д) внимая (ух)
Дух – действует внимая. Действует послушно, внимая (повелителю).
Пролаза.
д-у-х
Буквально: действует, конденсируясь (д) в (у) воздухе (х)
Дух – действует, конденсируясь в воздухе. Сверхъестественное бестелесное существо.
Волшебный дух из легенд, сказок и преданий. Пролаза – сказочные духи, появляясь, обычно конденсируются в воздухе.
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок…». Булгаков. Мастер и Маргарита.
Сильный запах.
Дух, как синоним запаха.
Ду-х
Буквально: конкретное действие в направлении (ду) распространения воздуха, запаха (х).
Второе значение: конденсированный, концентрированный (д) запах (ух). Говорят: крепкий дух! Или – сильный дух!
Вон, сейчас же вон из обители!.. Чтобы духом твоим не пахло здесь (Мельников Печерский. На горах) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Дух – конкретное действие, направленное по распространению в воздухе запаха. Концентрированный запах.
Десерт
Школьный этимологический словарь русского языка.
ДУХ. Общеслав. Индоевроп. Характера. Того же корня, с перегласовкой, что и дышать. Суф. Производное (суф. –х- < -s-) от той же основы, что и дуть, нем. Tier «животное» (буквально — «дышащее»), лит. Daũsos «воздух» и т. Д. Первоначально — «дыхание», «воздух».
БВП. Этимолог, свалил в кучу дух, дуть, дышать, воздух. (Я покажу ниже буквальные значения слов дыхание и воздух). Для наукообразия и апломба приплёл немецкое Tier и литовское daũsos и послал читателя «и т.д.». Куда и т.д.? Чего и т.д.? Для справки, ниже я привёл перевод притянутого этимологом литовского слова daũsos. Перевод не совпадает с утверждением этимолога, что daũsos «воздух». Статейка сделана тяп-ляп и откровенно небрежно. Халтура.
Дыхание
ды-ха-ни-е
Буквально: выпирать (ды), распространяться в пространстве (ха), никнуть (ни), расслабляться (е).
Дыхание – последовательность трансформаций грудной клетки в процессе дыхания. Грудь при дыхании выпирает, распространяясь (расширяясь) в пространстве и никнет, расслабляясь.
Пара – вдох, выдох.
Воздух
в-о-з-д-ух
Буквально: в (в) округ (о) внешний (з) дающий (д) вдыхать и внимать (звуки и запахи) (ух).
Воздух – внешнее окружение, позволяющее дышать и внимать звукам и запахам.
Оказывается, русские очень давно понимали, что звук передаётся воздухом.
Во-з-ду-х
Буквально: внешний (во-з) давящий в определённом направлении (ду) дыханием (х)
Внешнее (во-з) давление в определённом направлении (ду) веющей пустотой (х)
Воздух – нечто внешнее, давящее в определённом направлении, благодаря дыханию. Нечто внешнее, проявляющееся давлением в определённом направлении дыханием. Действительно, мы чувствуем воздух, оказывающий в определённом направлении давление и действие, если подуть. Дополнительное значение – нечто внешнее, давящее в определённом направлении какой-то веющей пустотой. Веющая пустота, это и есть воздух. Он невидим. Но выявить его наличие можно через его давящее воздействие.
Название передано через физиологию и действие ветра.
Подведём итог.
Воздух – внешнее окружение, позволяющее дышать и внимать звукам и запахам.
Воздух – нечто внешнее, давящее в определённом направлении, благодаря дыханию.
Воздух – нечто внешнее, давящее в определённом направлении какой-то веющей пустотой.
Очевидно, все разобранные слова мотивированы в русском семантическом поле и имеют исконное происхождение.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
(необязательное)
Художественный свист «русских этимологов».
ΛΓΩ, этимологические словари, Д, душа.
Происхождение слова душа
Душа́. Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и духъ.
Происхождение слова душа в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
Душа́ укр. душа́, ст.-слав. доуша ψυχή, πνεῦμα (Супр.), болг. душа́, сербохорв. ду́ша, словен. dúša, чеш. duše, слвц. duša, польск. dusza, в.-луж., н.-луж. duša. Из *duxi̯ā; см. дух. Знач. душа́ «крепостной человек» калькирует ср.-греч. ψυχή, ср. ψυχαὶ ἀνθρώπων «рабы», буквально «души людские», Апокалипсис (см. Бауэр, Wb.); см. Ягич, AfslPh 1, 631 и сл.; Фасмер, ИОРЯС 11, 2, 392; Бернекер 1, 239. Аналогично в других языках; см. Фальк — Торп 974. О лтш. dũša «физическое и душевное самочувствие» ср. М. — Э. 1, 530.
Происхождение слова душа в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Душа́. Общеслав. Суф. производное (суф. -j-) от той же основы, что и духъ: хj > ш. См. дух. Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Ср. искон. Душа «ямочка над грудной клеткой» (у него за душой ничего нет), ни души «никого», обращение моя душенька и т. д.
Происхождение слова душа в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
ΛΓΩ, этимологические словари, Д, дух.
Происхождение слова дух
Дух. Общеславянское существительное индоевропейской природы, имеющее тот же корень, что глаголы дохнуть, дышать.
Происхождение слова дух в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
дух
Древнерусское — духъ (душа, разум, ветер).
Общеславянское — duchъ.
Существительное «дух», пришедшее в древнерусский язык в XI в., многозначно. Оно означает: «разум», «нравственная сторона человека», «истинный смысл», «воздух», «душа» и «сверхъестественное бестелесное существо». Находим соответствие в литовском языке — dvase (дух, душа).
Производные: духовный, духовой, душный, духота, душить.
Происхождение слова дух в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.
род. п. ду́ха, укр. дух, род. п. ду́ху, ст.-слав. доухъ πνοή, πνεῦμα, ψυχή (Супр.), болг. дух(ъ́т), сербохорв. ду̯х, род. п. ду̏ха, словен. dȗh, чеш. duch, польск., в.-луж., н.-луж. duch. Другая ступень чередования: до́хну́ть (*dъxnǫti). Родственно лит. daũsos «воздух», с другой ступенью вокализма — лит. dvãsė «дух, душа», dvesiù, dvė̃sti «дохнуть», греч. θεός «бог» (*θεσός), θέειον «сера» (*θεσειον); см. дво́хать, далее гот. dius «зверь», д.-в.-н. tior «животное» (Бернекер 1, 235; Траутман, BSW 65; Педерсен, IF 5, 33; Торп 217; Эндзелин, СБЭ 197; Буазак 339 и сл.), иначе о θεός — Гофман, Gr. Wb. 113.
Происхождение слова дух в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
Дух. Общеслав. индоевроп. характера. Того же корня, с перегласовкой, что и дышать (см.). Суф. производное (суф. -х- < -s-) от той же основы, что и дуть (см.), нем. Tier «животное» (буквально — «дышащее»), лит. Daũsos «воздух» и т. д. Первоначально — «дыхание», «воздух».
Происхождение слова дух в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ДУША: ХАТ, САТ, ИБ, РЕН, КА, БА, АХУ, ШУИТ, ХЕКА
- Ка. И одной из наиболее известных частей души является так называемая Ка. Самое близкий синоним, который можно подобрать сегодня к этому слову — двойник. Ка воплощает в себе черты характера человека, его жизненную энергию. Ка «двойник») — это жизненная энергия (способность совершать действия, здоровье, благополучие), которую создал бог Хнум; то, что отличает живое от мертвого. Уходит из тела Ка и тело становится мертвым. Однако, выйдя из тела, Ка его не покидает, но остается рядом. Потому тела и мумифицировались, чтобы поддерживать сущестование Ка. И пища оставалась в погребении. Ибо даже при жизни пищей подпитывается именно Ка, а не тело. ногда Ка изображают как двойника человека. Боги и фараоны имели несколько Ка. Изображается в виде двух поднятых рук.
- Ба — представляет собой сложную мешанину понятий. Ба характеризуется как смесь эмоций, чувств человека, а также как та самая уша. Когда человек умирал, Ба покидала тело. Ба («душа», «жизненная сила») — сознание человека, личность, психика, душа; то, что дает индивидуальность.
- Ах (Аху). Третья часть — Ах. Собственно, это классический призрак. Результат слияния первых двух частей души после смерти человека — Ка и Ба. Аху (пишут «Сияние», но я бы сказал «Дух») — та составляющая, которая после смерти продолжает существование в загробном мире. После смерти она освобождается путем специального ритуала ритуала отверзания уст. В каком-то смысле, вся цель замного существования человека заключается в подготовке себя (путем правильного поведения, соблюдения ритуалов, совершения приношений и т.д.) к тому, чтобы после смерти тела Аху продолжил существование среди богов.
Вместе с тем, Аху могут действовать и в мире живых, например, наказывая расхитителей гробниц и осквернителей некрополей. Еще Аху могли выхывать живые для «консультаций» по животрепещущим вопросам. А если гробница умершего оказывается заброшена, а сам он забыт — дух-Аху обречен на скитания, голод и одиночество.
- Хат — самая понятная часть души. Это, собственно, наше бренное физическое тело. Хат («тело») — бренная оболочка человека, простая материальная база для остальных составляющих человека-я-души.
- Сах. (Сат) Как только тело сможет пролежать достаточно долго, из него и высвобождается Сах и становится той частью целой души, которая попадает в мир мертвых. Сат — вечное тело, мумия; мумификация превращает бренное, преходящее тело в священное, вечное тело.
- Иб. —Сердце человека было не частью тела — четвертой частью души Хат, а отдельным, шестым компонентом, оно же Иб. Иб (Аб) — сердце как вместилище мыслей и эмоций (сердце как вместилище Аху называлось Хати).
- Сехем (Хека) — седьмая часть души и довольно любопытная. Если объяснять проще, то она являет из себя нечто вроде силы, магической мощи. — предоставляло последнему непоколебимую власть и сильную харизму. Поэтому о любом волевом человеке, который мог вести за собой толпы, говорили, что у него сильная сехем. Хека — буквально означает «усиление деятельности Ка». Египтяне считали, что увеличение силы души — это принцип по которому работает магия. Но, видимо, не только магия как волшебство, но и научное знание, и искусство. Считалось, что сильным Хека обладали жрецы, маги, ученые (медики, астрономы, архитекторы и т.д.). Слово «Хека» также подразумевает под собой великую силу и воздействие, которое практикующий может оказать на Ка богов, то есть на мир вообще. В самой седой древности Хека концентрировалась где-то в теле, в каком-то органе. И если его вырезать у врага и съесть, то собственный Хека вырастет.
- Шуит. Следующий (восьмой) компонент души — Шуит, тень. Да, всем нам знакомая с детства тень была тоже душой, вот так. Считалось, что она может гулять сама по себе (то еще зрелище, видать) и приходить когда ей вздумается. Шуит («тень») — натуральная тень человека. Она всегда при нем, следовательно, имеет важное значение. В гробницах фааронов иногда даже были специальные ящики для тени.
- 9. Рен. Рен, т.е. имя. Египтяне очень серьезно относились к выбору имен. Имен у каждого человека было минимум пара. Одно являлось тайным и никому не разглашалось, поскольку если кто-то узнавал тайное имя, то он получал над человеком огромную власть. Даже у богов были тайные имена, которые они никому не разглашали.
Ещё одна версия.
Ка – жизненная сущность, черты характера или судьба человека. Ка после смерти человека покидает его тело, бродит по земле и вновь возвращается
Ба – совесть человека. После смерти человека его Ба переселялась в местное священное животное. В Книгах мёртвых Ба описывалась как сокол, гусь, журавль или саранча
Ах – чистый дух, живущий в загробном мире и вкушающий его радости
Хат – бренная оболочка человека, вместилище Ка и Ах
Иб – сердце, которое на суде Осириса помещалось на весы Истины, чтобы узнать о том, сколь благочестиво жил человек
Сах – духовное тело, «священные останки» после мумификации. Тело человека после мумификации также рассматривалось как воплощение души, которая высвобождалась из тела во время погребальных ритуальных процессов. В Книге мёртвых Сах образно показан лотосом, произрастающим из Хат
Сехем – жизненная сила человеческой сущности в мире предвечности, но отличная от Ба и Ка. Этим же словом в форме прилагательного обозначали силу или магические способности богов
Шуит – особая тень человека. Считалось, тень может отделиться от человека и существовать по своему усмотрению.
Рен – имя человека. Древние египтяне большое значение придавали имени человека, отчего уничтожение его приравнивалось к проклятью. Безымянный не может предстать перед богами. Лишённый имени человек уязвим перед божественными силами. Увековечиванием памяти отцов занимались сыновья, чьим долгом было совершать подношения и ремонтировать гробницы предков.