Волхв

09.02.2017

Волхв

в-ол-х-в

Буквально: в состоянии, внутри (в) отдельной части (ол) верховного духа (х) внутри (в).

Слово делится на две части: «волх-» и «-хв». Восстановим исходные значения этих частей слова «волхв». Первая часть. В-ол-х. Буквально: в состоянии, внутри (в) отдельной части (ол) верховного, нисходящего духа (х). Вторая часть. Х-в. Буквально: верховный дух (х) внутри (в). Имеем лигатуру.

Волхв – находящийся внутри отдельной части духа верховного, духа нисходящего сверху и одновременно имеющий этот дух внутри себя. Адепт, находящийся в части духа святого и часть духа святого, находящаяся в нём, внутри волхва. Жрец, осенённый дыханием сверху и содержащий внутри часть этого духа. Выразительное название!

Зеркало – фараон, сакрал (см. наш словарь).

 

Ещё пара  оттенков значения слова.

 

Волхв

во-л-х-в

Буквально:

1) Выступающей (во) величины (л) дыхания сверху (х) внутри, в состоянии (в)

Волхв – находящийся внутри выступающего, великого дыхания, духа сверху. Разберём подробнее. Выступающая величина – великое, величие, величайшее. Х – дыхание сверху – дух божественный. Получается, что волхв – в состоянии величайшего божественного духа. В состоянии великого духа святого! Человек, осенённый божественной благодатью, духом свыше. Нормальное название общающегося с верховными сущностями жреца. Сошествие духа святого мы наблюдаем и в христианстве и в Египетском анхе-отраде. Брахман соединяется с индийскими праведниками. Яхве осеняет евреев. На волхва также нисходит верховный дух святой. Поскольку богов было несколько, то дух нисходит от всех божественных сущностей. Перед нами встаёт череда зеркальных отражений.  Сакральное название.

Зеркало – сакрал (см. словарь).

 

2) Снаружи (во) на расстоянии (л) распространять (х) внутрь (в)

Волхв – снаружи на расстоянии распространяется внутрь. Провидец, колдун, могущий извне на расстоянии проникнуть, распространиться в объект манипуляции.

 

Волхвы древней Руси. http://web-kapiche.ru/288-volhvy-drevney-rusi.html

Несмотря на то, что волхвы для дохристианской Руси были людьми, пожалуй, сравнимыми даже с князьями и старейшинами племён, сведений о них сохранилось довольно мало. Большинство из этих сведений  содержатся в христианских поучениях против язычества, а также исторических сведениях о бунтах язычников против новой религии. Многие же славные волхвы, жрецы и служители языческих культов «канули в лету» и информации о них не сохранилось совершенно никакой. Однако и те скудные сведения могут рассказать многое о том, кем были эти волхвы, как их звали, чем они занимались и какими делами прославились перед всем славянским народом. Также стоит отметить, что волхвами были не только мужчины, но и женщины, которые упоминаются, как «вълхва» или «волхва».

 

Волхвы являются главными служителями языческой веры. Волхвы издревле были не только главными служителями, которые проводят обряды и праздники, которые наставляют людей, помогают им понять Богов и свою жизнь, но и колдунами, потворниками, занимающимися волшбой, травничеством, целительством, гаданиями, предсказаниями и так далее. Издревле к волхвам было особенное внимание. Стоит отметить, что волхвы были настолько почитаемы, что люди считали их мнение гораздо выше, чем даже княжеское. За предсказаниями и советом к ним обращались даже представители знати и власти. Пожалуй, именно этот фактор и погубил в своё время язычество.

 

Волхвы и жрецы — это категория людей, социальный статус которых определить очень сложно. Волхвами могли быть обычные люди, колдуны, старейшины, затворники, что жили в полном одиночестве в лесах и так далее. Волхвы были и среди царских кровей. К примеру, Всеслав Полоцкий, он же Волх Всеславьевич (Всеслав Брячиславич, Всеслав Вещий, Всеслав Чародей, Вольга Всеславьевич, 1029—1101), который был сыном Брячислава, считался рождённым от волхования и носил на себе некую «сорочку», в которой родился, что расценивают как родимое пятно, как часть плаценты оставшейся после рождения или как атавизм в виде лишней кожи. В «Слово о полку Игореве» сказано о том, что Всеслав обладал даром оборотничества, гадания и наваждения. В былине повествуется, что Волх Всеславьевич с детства обучался трём премудростям: оборачивался ясным соколом, серым волком, гнедым туром. Здесь же говорится, что отец отдал своего сына на учение волхвам, где тот и приобрёл свои умения оборотничества. В лице Волха Всеславьевича соединились функции и волхва и князя. Это вовсе не удивительно, так как многие источники утверждают, что на роль главного волхва в различных поселениях древней Руси нередко вступали старейшины.

 

Во времена Всеслава Полоцкого движение волхвов с войсками славян-язычников были повсеместным явлением. Ряд выступлений, которые были подавлены действующей властью, прокатились в Киеве, в Новгороде, около Ярославля и Белоозера. Деятельность волхвов, которая считалась противозаконной, жестоко подавлялась. К этому времени христианские деятели уже успели утвердить в умах многих людей, что славянские волхвы, которые испокон веков были почитаемы на Руси, — это злые колдуны, еретики, отступники, страшные преступники и чернокнижники, которые связались с демоническими силами и желают людям только зла.

 

Одним из самых известных эпизодов с участием волхва, является случай в Новгороде «вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава Мудрого)… Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти – мало не вьсего града… И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа… И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва….». Это событие довольно известно и подробно описано. Волхв, который был ярым противником новой религии, организовал мятеж в городе Новгород. При этом конфликтующие стороны разделились на две стороны. За князя Глеба выступила его дружина и христианские служители. Все люди, живущие на тот момент в Новгороде и, вероятно, его окрестностях, пошли за волхвом! Такой раздел сил говорит о многом, в частности, о характере власти, которая абсолютно не считалась со своим народом, который не хотел принимать христианство и, даже спустя столько лет, без всякого сомнения перешёл на сторону волхва. Однако всё решил хитроумный и достаточно подлый план князя Глеба, который подошёл к волхву со спрятанным за спиной топором, неожиданно для того вытащил оружие и зарубил оппонента. Лишённым главного волхва людям, пришлось разойтись.

Имя волхва, который пал от руки князя, к сожалению, не дошло до наших дней, но сила его веры и сила веры тех людей говорит о многом. Данный эпизод очень известен, но, к сожалению, не по той причине, что все люди предпочли князю волхва, а по причине, которую выдвинула победившая сторона, назвав поступок Глеба героическим и даже «забавным». В Радзивиловской летописи этот случай даже проиллюстрирован древнерусским художником в виде небольшой миниатюры. Судя по этой миниатюре, мы можем примерно представить себе, как выглядели волхвы того времени. На нём длинное белое одеяние до самой земли с широкими рукавами и большое количество крупных пуговиц. На оплечье волхва есть традиционные орнаменты. Также у Новгородского волхва нет бороды. Конечно, эту миниатюру нельзя считать за своеобразную фотографию, но кое-какие детали художник всё же смог передать. Также является малоизвестным, или вернее опускается «официальными» источниками, тот исторический факт, что новгородцы вовсе не успокоились на этом и отомстили князю Глебу. Новгородская летопись описывает: «И посади Святослав сына своего Глеба и выгнаша из города и бежа за Волок и убиша чюдь», т.е. Святослав посадил в Новгороде своего сына Глеба на княжение, но возмущённые несправедливостью новгородцы выгнали Глеба, тот бежал и вскоре его убила Чудь (племя). Произошло это в 1078 году.

 

Волхвы были опасны для князей не только своим влиянием на людей, которые тысячелетиями считали их главными духовными наставителями, но и своим колдовством и магическими способностями. В силе магических способностей волхвов не сомневался никто — ни люди, ни княжеская власть, ни даже церковные служители. К примеру, Иаков Мних писал князю Владимиру такие слова «Много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием…».

 

Вероятно, что тот самый Добрыня, вошедший в сказки и былины, как славный богатырь Добрыня Никитич, а на деле который по приказу Владимира крушил идолов, крестил Киев и Новгород, изначально был самым настоящим волхвом. Это не стопроцентное утверждение, но всё же такое предположение существует. Основано оно на том, что именно Добрыня утвердил для Новгорода культ Перуна, который стал главенствующим над всеми другими Богами и которого вместе называли только с Велесом. Кто ещё, как не главный волхв, может утвердить культ, ставить святилища и идолы? В былинах Добрыня обладал магическими способностями, а также показан, как гусляр-сказитель. Здесь стоит отметить, что за волхвами отмечена такая особенность, как игра на музыкальных инструментах, а также способность рассказывать былины и сказания. По этой причине тех же волхвов часто называли гуслярами, кощунниками, баенниками и др. Но, как впоследствии мы можем увидеть, волхв (ежели он был таковым) Добрыня оказался обычным руководителем княжеской дружины, и слово князя было для него куда большим, чем слово Богов.

По причине, описываемой выше, то есть по причастности волхвов к музыкальному искусству, к сказителям, многие исследователи славянского волховства, относят к настоящим волхвам всем известного древнерусского певца, которого звали Боян Вещий. Приставка «Вещий», которая закрепилась за известным певцом и сказителем, так же говорит в пользу того, что он обладал особенным даром и мог быть волхвом. Певцу и сказителю Бояну приписывали и способность перевоплощения, точно так же как Волху Всеславьевичу. В статье, которая публиковалась ранее и была посвящена исторической фигуре, о которой здесь идёт речь, приведены доводы в пользу того, что Боян с некоторой долей вероятности, мог быть даже тем самым волхвом Богомилом Соловьём, речь о котором пойдёт ниже.

 

Может быть, именно по той причине, что музыкальные инструменты были одними из важных атрибутов волхвов и жрецов, их ритуалов и обычаев, новая религия и власть так рьяно взялась за уничтожение музыкального искусства. В летописях говорится, что гусли, сопели и другие инструменты вывозились за город целыми возами и сжигались. Музыка, кроме церковной, стала практически вне закона.

 

Самым известным волхвом-жрецом, который стал культовой и почитаемой фигурой благодаря бунту, который он устроил против крещения в Великом Новгороде, является Богомил или Богомил Соловей. Есть две версии, почему Богомила называли Соловьём. По одной версии он был очень красноречив и поэтому люди наделили его эпитетом прекрасно поющей птицы. По другой версии, Богомил, как и другие волхвы-песенники, умел обращаться с музыкальными инструментами и пел свои языческие повествования людям, словно соловей. Именно этот человек был во главе людей, которые восстали против Добрыни и Путяты, что по приказу Владимира приехали в Новгород из Киева свергать языческих Богов, разрушать капища и святилища и крестить людей. Не менее известным стал и помощник Богомила — тысяцкий (тысяцкий — военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение «тысячу»)новгородский Угоняй. Во время бунта он ездил по Новгороду и повсюду выкрикивал: «Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание!». В это время люди разгромили дом Добрыни, разрушали церкви, которые уже к тому времени успели появится в разных частях Новгорода, разрушали жилища христиан. Путята, который был пособником Добрыни, вместе с воинами под покровом ночи пробрался в Новгород незамеченным и устроил жестокую сечу с жителями Новгорода и сторонниками Угоняя и Богомила. Добрыня жёг дома обычных людей, чем привёл в смятение жителей и такой хитростью смог сломить сопротивление. Отсюда и пошло выражение: Путята крестил мечом, а Добрыня огнём. Волхв Богомил погиб в 991 году.

 

Обратите внимание на приставку к имени «Соловей», объяснение которого было выше. На Руси был ещё один соловей, которого некоторые исследователи славянских былин и сказаний относят к реально существовавшим в стародавние времена волхвам или жрецам. Речь идёт о былинном «злодее» Соловье Разбойнике. К примеру, М. Забылин, в одной из своих публикаций «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» в 1880 году писал: «…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, Христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования…». Действительно, Илья Муромец, который по преданиям также служил Владимиру, боровшимся с язычеством всеми имеющимися способами, вполне мог охотиться на прятавшихся в лесах и отдалённых селениях волхвов, жрецов и приверженцев Родной веры, а битва с Соловьём Разбойником была настолько яркой и запоминающейся, что сказание о волхве Соловье и Илье Муромце вошло в легенды и сказки.

 

В 1024 году произошло восстание волхвов в Суздале. Восстание подавил князь Ярослав, часть из них изгнал из города, остальных предал казни. Примерно в это же время загадочный волхв прорицатель появился в Киеве. Судя по летописям, он говорил людям, что через пять лет Днепр потечёт вспять, земли начнут меняться местами, греческая земля встанет на место русской, а русская на место греческой. Судьба волхва неизвестна, так как в одну из ночей он пропал без вести и после этого о нём больше никто не слышал.

 

В 1071 году близ Ярославля восстали два волхва со своими сторонниками числом 300 человек. Судя по летописям, произошло это в результате голода. Волхвы вместе с обычными людьми стали избивать местную богатую знать, которая спрятала запасы хлеба и другой еды, и обрекало людей на голодное существование. Тогда войско восставших пришло на Белоозеро, где они столкнулись с  Яном Вышатичем (представитель киевской знати, тысяцкий, брат Путяты, сын Вышаты, воеводы Ярослава Мудрого, был близок к Киево-Печерскому монастырю), который от имени Святослава собирал дань с местных земель. Княжеская дружина оказалась сильнее, и волхвов захватили. Ян повелел выдирать у волхвов бороды расщепом. Во время этой экзекуции, он спросил у волхвов: «Что же вам молвят Боги?», на что волхвы ответили: «Стать нам пред Святославом!». После этого их связали, привязали к мачте лодки и вложили в уста рубли. Остановив ладьи в устье Шексны, Ян спросил: «Что же вам теперь боги молвят?», на что пленники отвечали: «Так нам боги молвят: не быть нам живыми от тебя», на что тот ответил: «То они вам правду поведали». После этого волхвов убили и повесили на дубе.

 

Ещё одно очень короткое упоминание о волхве относится к 1091 году, когда волхв появился в Ростове, но вскоре после этого погиб при загадочных обстоятельствах.

В 1227 году в Новгороде появились волхвы. Прибыв в город, они занимались волшбой и волхованием. Приверженцы церкви схватили всех и привели на двор архиепископа. Здесь за них вступилась сама княжеская дружина, на время защитив от расправы. После этого их привели на двор Ярослава, где сложили костёр и сожгли всех заживо. В одной из летописей есть такая запись: «В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 – творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе». Кто были эти 4 волхва, которых сожгли заживо на княжеском дворе, конечно же, останется для нас тайной. Однако тот факт, что волхвов сжигали публично, в центре города, на княжеском дворе, говорило о том, какое значение они имели, какой страх наводили на князей и как те хотели запугать народ, настроить его против волхвов если и не убеждениями, то страхом жестокой смерти. В церковном уставе Владимира было прописано наказание волхвам — сожжение. В уставе князя Всеволода значилось такое же наказание.

 

Волхвов преследовали и уничтожали. Власть никак не хотела мириться с тем, что люди, даже спустя десятилетия и столетия после крещения Руси, всё ещё идут за волхвами, ставят их выше христианских священников и выше княжеской власти. Волхвы, даже зная, какие наказания их ожидают в случае поимки, продолжали свою деятельность.

В. М. Васнецов. Встреча князя Олега с кудесником (волхвом). 1899

Всем известна история Вещего Олега и предрёкшего ему смерть волхва. Волхв сказал, что Олег погибнет от любимого коня. Сила доверия к волхвам была настолько высока, что Олег не думая удалил от себя своего коня и приказал заботиться о нём до конца жизни, а когда тот умер, он пожелал посмотреть на его кости. Его вера в пророчество волхва пошатнулось, но всё решила змея, которая поселилась в черепе у коня и, укусив Олега, сделала слова волхва роковыми. Судя по различным церковным писаниям, даже монахи, которые осуждали волхование, ни на секунду не сомневались в возможностях волхвов и ведуний. Их способности зачастую описываются не как обман или попытка оморочить людей, а как реальная и действующая магия, которая им непонятна и потому называлась дьявольской, сатанинской силой.

 

В 1410 в Пскове сожгли двенадцать «женок вещих». В царствование Алексея Михайловича (1629- 1676) волхвов сжигали на костре, а ворожей закапывали по грудь в землю. Также популярным была ссылка волхвов в монастыри.

 

Волхвы оказались очень живучими и существовали на Руси практически всё время вплоть до нашего времени. Одно из упоминаний датируется XVII веком. В 1689 году в приказе Розыскных Дел, допрашивался волхв «Дорофейка». Дорофейка был врачевателем, знахарем, предсказывал будущее, ворожил по бобам и занимался колдовством. Под следствие волхв попал после того, как по просьбе стольника Андрея Безобразова насылал чары на великих князей, чтобы те были благосклонны к стольнику. В результате пыток, волхв признался, что его учителем был некто Федор Бобылев. В его вещах были найдены травы и магические предмеры, о которых он сказал, что «бобами он разводит и угадывает, а ладаном оберегает на свадьбах женихов и невест от лихих людей — от ведунов; а траву богородицкую дает пить людям от сердечныя болез­ни, без шептов; а рвет-де тое траву летом в Рождество Иоанна Предтечи с шепта­ми: «К чему ты, трава, годна, к тому будь и годна». При этом Дорофей добавил: «Он же-де и зубную болезнь лечит, и щепоту и ломоту уговаривает и руду (кровь) загова­ривает…». Впоследствии волхв был казнён.

 …

Цитируется с сокращением.

Школьный этимологический словарь русского языка.

Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Волхв

Волхв Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано с помощью суф. -въ от той же основы, что и ст.-сл. влъснути (через «юс большой») «непонятно говорить», влъшьба «колдовство». См. волшебный. Волхв буквально — «тот, кто говорит колдовскими непонятными словами»

 

 БВП. Вся статья основана на бездоказательном утверждении, что слово «волхв» родственно слову «влъснѪти». Причём влъснѪти, как указывают авторы словаря, есть слово старославянское. А «вълхв» — древнерусское слово. О притягивании за уши везде и всюду «старославянского языка», который, по данным даже отечественных ортодоксальных филологов, скорее всего, моложе древнерусского, я напоминаю регулярно. По данным википедии «в берестяных грамотах впервые слово волхвъ (в древненовгородской диалектной форме — с основой волохв-) встретилось в берестяной грамоте № 1063, найденной в Новгороде в слоях конца XII века (предположительно 1160-е — 1190-е годы) в 2014 году [8] Гиппиус А. А., Зализняк А. А. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2014 г. // Вопросы языкознания, 2015 №3». Читатель должен либо слепо поверить авторам школьного этимологического словаря, либо игнорировать статью, как бездоказательную. Выбор за читателем.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Волхвы

Слово волхв родственно ст.-слав. влъснѪти «говорить сбивчиво, неясно; бормотать»[2], из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово[1]. От волхв происходят слова волшба, волшебство — «колдовство»[3].

БВП. Источник приведённого выше утверждения вики не указывает. Ниже вики даёт некое альтернативное мнение, но уже с указанием авторов:

По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, это слово родственно словам волосы, волосатый, волхатый, что, видимо, связано с ношением длинных волос, нестриженностью.

Вынужден возразить. Выдумки про невнятное бормотание и волосатость так откровенно притянуты за уши, что делается неудобно за автора текста. Очевидно, что автору хотелось высказаться по поводу сакраментального русского слова волхв. Принизить его. Но прочной и устойчивой базы для высказывания у него не было. Вместо базы пришлось использовать какие-то колченогие подпорки. Вынужденно применяются слова «по мнению», «видимо», чужестранное «влъснѪти». Тенденциозность текста выдаёт использование слова «нестриженность» которое в русском языке по отношению к человеку носит негативный оттенок неряшливости, неопрятности, антисанитарии. Грязный невнятно бормочущий, неопрятный субъект. Характеристика жрецов конкурирующей конфессии. Строятся алогичные цепочки псевдообоснований для надуманных утверждений. Ироничность возникшего положения заключается в том, что «научный» текст являет собой как раз образец сбивчивого и невнятного бормотания, выполняющего роль прорицания от современного служителя науки. Не хватало ещё, чтобы автор был чрезмерно волосат и неопрятен.

Но только собрался идти он на «вы»
Отмщать неразумным хазарам
Как вдруг прибегают седые волхвы
К тому же разя перегаром.

Да кто ж вы такие, откуда взялись!?
Дружина взялась за нагайки
Напился, старик — так иди, похмелись,
И неча рассказывать байки.

В.Высоцкий  —  Вещий Олег

Не согласимся. Наше восстановление исходных значений русского слова волхв даёт следующие результаты. Волхв – находящийся внутри отдельной части духа верховного, духа нисходящего сверху и одновременно имеющий этот дух внутри себя. Адепт, находящийся в части духа святого и, в то же время, часть духа святого, находится внутри волхва. Жрец, осенённый дыханием сверху и содержащий внутри часть этого духа. Выразительное название!

Волхв – находящийся внутри выступающего, великого дыхания, духа сверху. Разберём подробнее. Выступающая величина, выдающаяся величина – великое, величие, величайшее. «Х» – дыхание сверху – дух божественный. Получается, что волхв – в состоянии величайшего божественного духа. В состоянии великого духа святого! Человек, осенённый божественной благодатью, духом свыше. Нормальное название общающегося с верховными сущностями жреца. Сошествие духа святого мы наблюдаем и в христианстве и в Египетском анхе-отраде, и в религии Бон, и в синтоизме. Брахман соединяется с индийскими праведниками. Яхве осеняет евреев. На шамана нисходит священный дух во время камлания. На волхва также нисходит верховный дух святой. Поскольку богов было несколько, то дух нисходит или от конкретной, или от всех божественных сущностей. Перед нами встаёт череда зеркальных отражений состояния экстаза в разных религиях.  Волхв, совершенно очевидно, сакральное название.

Еще один оттенок первичного значения слова. Волхв – снаружи на расстоянии распространяется внутрь. Провидец, колдун, могущий извне на расстоянии проникнуть, распространиться в объект манипуляции.

P. S.

Куда делись волхвы? Вопрос мучающий романтиков. Придумываются всякие волшебные и пафосные теории. И в горы они ушли, и в леса они подались, и в пещерах они не спят. А я думаю, что никуда они не делись. Пришла новая эпоха и новые религии. И волхвы наперегонки перековались в попов. И вдруг появилось много попов. А храмы переделали в церкви. А над золотым шаром Ра на маковке поставили крест. Крест на старой вере! И вдруг пожаром христианство завоевало Европу. А кто не захотел перековаться был уничтожен. Единицы ушли в партизаны и ещё некоторое время пускали под откос поезда. Своим примером нам это наглядно продемонстрировали вожачки-коммунисты. Они массово, мгновенно и организованно перековались в «капиталистов» и куркулей. Партийные вожди, как волхвы в старину, в пожарном порядке стремительно прокляли свою старую веру. И так же, как в старину, после волхвов, в народе ещё долго слышались отголоски старого культа, так и в современном обществе слышатся отголоски низвергнутй идеологии. И бывшие волхвы коммунисты, демонстративно и суетясь, свергают своих «священных» кумиров «в Днепр». А кто жалеет истуканов, того предают анафеме. А вы говорите, куда делись коммунисты волхвы? Никуда. Все живы здоровы.

P. P. S. После эдикта Канута (Кнуда Великого) запрещавшего друидам практиковать свои мистерии, многие жрецы друидов присоединились к христианской церкви. Это были пресловутые калди (culdees).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*