Жертва
жертва
же-р-т-ва
буквально:
1) неизменная (же) сущность (р) поглощаемая (т) внутрь (ва)
2) неизменный (же) предмет (р) привязываемый (т) внутри (ва)
3) утверждающая (же) сущность (р) укрепляющая (т) мягкое (ва)
4) неизменная (же) доля (р) грунту, основе, тверди (т) внутрь (ва).
Я разберу и проиллюстрирую все четыре реконструированных на ваших глазах исходных значения русского слова «жертва».
1) Жертва — какая-то неизменная, канонизированная традицией сущность поглощаемая внутрь. Жертвенная пища. Например, жертвенная сома, которую пили в ритуальных случаях. Ели землю при клятве. Принимали и ели хлеб соль при торжественных встречах и т.д. Тризна. Стандартное меню на поминках. Гостия и причастие. Жертвенная овца. Кошерная пища. Халяльная пища. Пост.
2) Жертва – некий неизменный предмет, привязываемый внутри. Известный сюжет «Персей и Андромеда». Неизменно девушку регулярно приносили в жертву дракону, привязывая внутри пещеры.
3) Жертва – утверждающая сущность, укрепляющая мягкое. Строительная жертва. В основание строения, например, крепости, помещалась жертва, часто человеческая, для того, чтобы фундамент и стены стали прочнее. Кое-где закаливали, укрепляли откованные клинки в теле живой человеческой жертвы.
Иллюстраций к этим вполне мерзким видам жертвы я приводить не буду. Не обессудьте.
Строительная жертва
Строительная жертва — распространённый по всему миру обряд жертвоприношения совершавшийся при закладке различных строений — домов, крепостей, ворот, насыпей, замков, мостов и иных сооружений, когда жертву закладывали в фундамент или основание строения, или же замуровывали в стены здания. В качестве жертвы могла выступать человеческая кровь, различные животные, однако в основном обычай касался человеческой жертвы, — чаще детей или молодых женщин, и в такой форме строительная жертва была распространена даже в христианской Европе, официально церковь только смягчала этот обряд. Жертва приносилась с целью сделать постройку долговечной, стены замков нерушимыми а города неприступными, предотвратить смерть строителей здания и его первых хозяев. В некоторых случаях считалось, что жертва своей смертью или кровью скрепляла стены, или же становилась демоном-покровителем здания, охраняющим его от падения и разрушения. Цитируется с сокращением.
Подробнее:http://cyclowiki.org/wiki/строительная_жертва
РОССИЙСКИЙ УЧЕНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ Юрий Григорьевич Гуревич попытался представить, на каком реальном основании могла сложиться означенная ‘типично магическая практика’. ‘В Древней Сирии, повествует легенда, клинок нагревали до цвета вечерней зари и шесть раз вонзали в ягодицы молодого раба. Известны приемы подобной закалки стали охлаждением в теле свиньи, барана или теленка. Был ли смысл в этом страшном ритуале? Оказывается, как это ни крамольно звучит, был. Он связан с химико-термической обработкой стали, которая называется цианированием’. Так именуют диффузионное насыщение поверхности стальных изделий одновременно углеродом и азотом — для повышения их твердости, износостойкости и предела выносливости. И производится оно в расплавах, содержащих цианистые соли. Чаще всего применяется желтая кровяная соль, названная так потому, что в прежние времена ее получали, сплавляя обугленную животную кровь с поташом и железом. Гуревич предположил, что древние воины обмывали окровавленные в бою клинки в озерной воде, содержащей нередко поташ, а затем сушили в пламени костров. После чего клинки становились тверже и прочнее, а их владельцы относили это чудесное превращение на счет своих смертоносных ударов. Так и пришли к идее закаливать мечи и ножи в телах пленников. Видимо, столь же случайным образом открыли и ‘целебные’ для стали свойства урины. Тут самое время вспомнить, что ее основные ингредиенты (не считая 95% воды) — конечные продукты азотистого обмена, содержащие азот и углерод: мочевина, она же карбамид (2%), мочевая кислота (0,5%) и креатинин (0,075%).
Полное изложение http://tmru.bizland.com/200011/p23.html
4) Жертва – неизменная доля внутрь грунта помещаемая. Внутрь грунта, в могилу вместе с умершим помещали его неизменную долю – необходимые в загробной жизни предметы и животных. Какую жертву приносить зависело от традиции, имевшей место в том или ином обществе.
Сплошные исторические, культурные и археологические пролазы-подтверждения правильности нашей дешифровки многомерного русского слова «жертва». Имеется ещё несколько вариантов расшифровки, и все они будут подтверждены пролазами.
жертва,
же-р-тва
буквально: твёрдо, неизменно (же), отделяемая вещь (р) внутрь, в землю (тва).
Постоянно, неизменно отделяемая в землю вещь
Определённая неизменная часть, отрываемая твёрдо, без колебаний, внутрь некоей основы, например в землю, в могилу с умершим вождём.
Школьный этимологический словарь русского языка
ЖЕРТВА. Заимств. из ст.-сл. яз., где жрьтва — суф. производное (ср. молитва, битва) от жьрти «приносить в жертву, жертвовать», родственного лит. gìrti «благодарить», лат. grates «благодарность», авест. gar- «благодарение, плата». Исходно жертва — «благодарение», затем — «дар в благодарность за что-л.». конец цитирования.
Ошибается словарик. Очень ошибается. Опять приплетает церковный старославянский язык (местечковый диалект староболгарского языка). Опять сваливает в одну кучу слова по похожести (поганки, шампиньоны, белые). Использует тавтологию, создавая видимость аргументации: жьрти «приносить в жертву, жертвовать» (жьрти – жертвовать). А потом, ни с того, ни с сего, заявляет, что русское слово «жертва» есть благодарение!? Ошибается словарик. Не было в русском слове «жертва» никакого благодарения. Ни тогда, когда родного сына заставляли зарезать, ни тогда, когда красивейшую девушку в жертву на жратву монстру в пещере привязывали. Никого не благодарили. Скорее – проклинали. Складывая оружие умершего воина вместе с трупом в могилу, также никого не благодарили. Просто снабжали оружием душу воина на том свете. Держали верующие Великий пост не в благодарность, а во смирение и покаяние. И не только на Руси. В других странах не заводились бы герои, избавляющие жертвенных девиц от поедания чудовищами. И население окружающих деревень начинало воспевать подвиг героя, а не проклинало его за то, что он лишил мерзкого людоеда благодарения. И отвратительная строительная жертва приносилась отнюдь не в благодарность. Ошибается этимолог, написавший словарик. Очень ошибается. Нельзя пренебрегать смыслами. Жертва часто есть разновидность дани, в том числе дани потусторонним силам, а дань дают неохотно.
1) Жертва – какая-то неизменная сущность, поглощаемая внутрь.
2) Жертва – некий неизменный предмет, привязываемый внутри.
3) Жертва – утверждающая сущность, укрепляющая мягкое.
4) Жертва – постоянно, неизменно отделяемая в землю вещь.