Зверь, а не человек
Слова: зверь, человек
Каких только гипотез я не встречал про значение слова «человек». Гипотеза школьного этимологического словаря, где с помощью «реконструированных» частей слов *čel- и *věkъ утверждается, что «человек» это:
Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний». Конец статьи.
Это, так сказать, племенное объяснение. Член данного племени – человек, остальные – нелюди. Долгое время иноплеменник не считался человеком. Самоназвание чукчей – «луораветлан» буквально и означает – «настоящие люди». Все остальные, что русские, что эвенки, – люди, соответственно, не настоящие. Рудименты такой точки зрения обнаруживаются в настоящее время в языках встречающихся ещё первобытных племён и в замкнутых сообществах. Воры в своём кругу определяют друг друга – человек, для остальных людей имеются уничижительные ярлыки: лох, фраер, терпила, мужик и т.д. Читал я в Интернете пространную статью одного этимолога, который, разбирая и критикуя альтернативные гипотезы, доказывал, что человек, это не всякий член племени, а только такой, которому было можно употреблять в пищу других членов этого племени. Жалею, что не сохранил оригинал статьи. Ещё одна статья, если опустить многословие, доказывает, что человек, это одно из имён христианского Бога, а люди практически поголовно не имеют права так называться из-за своей греховности. Доказательство строится, в том числе, на выведенных этимологической наукой переходах и замещениях одних согласных на другие и манипуляции гласными.
Фасмер приводит двадцать три варианта слова «человек» в различных языках, ссылается на двадцать фамилий этимологических авторитетов, опровергает пять версий этимологической трактовки значения слова и толком ничего не предлагает взамен. В сноске к статье отправляет читателя к сводке прочих маловероятных этимологий и неудачных предположений.
В этимологическом словаре А. Преображенского, которого Фасмер не упоминает, можно найти и такое: “чело — сотв. цел. – (целый – здоровый) ; — век – сила; след, значит обладающий полной силою”, [Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка, том второй, П-Я, М, ГОСИЗДАТ, 1959, с. 1284. ].
Другое определение слова: «человек» — существо, имеющее лицо свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь протоирея Г. Дьяченко, 1900).
Лев Успенский в «Этимологическом словаре школьника» пишет по поводу слова «человек» следующее. «А вот здесь бесспорного объяснения так и не найдено. Его связывают то с «челядь»+ литовское «вайкас» — «юноша», «парень», то с «чело» — «верх» и «век», а «век» имело значение «сила». Если так, то «человек» могло пониматься как «мужчина в расцвете сил». Трудно, однако, успокоиться на этих толкованиях». Конец цитаты.
Ещё один источник. Этимологический словарь Крылова. ЧЕЛОВЕК. Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение «верх», «высшее качество», а век – «сила» (см. >), … конец цитаты. В другом источнике заявляется, что, используя древние словари (санскрит), можно однозначно утверждать, что слово ЧЕЛОВЕК происходит от двух корней: ЧЕЛо + ВИЧ. Первое значит МЫСЛЬ, а второе — ЖИЗНЬ. Итак, в целом, — ЧЕЛОВЕК = МЫСЛЕЖИВУЩИЙ. И так далее. И так далее.
Подводя итог обзору, скажу, что у нас имеется собственная трактовка первоначального смысла слова «человек». Каюсь, она не такая мудрёная, она простая. Но, перефразируя известное изречение, не на всякого мудреца довольно простоты.
1. человек
Буквально: чело (че-ло) сверху (ве) присоединённое (к).
Человек — чело сверху присоединённое. Тот, у кого чело сверху.
2. зверь
Буквально: со стороны (з) верха (ве) минимально выделяется (рь)
Зверь — со стороны верха минимально выделяется. В отличие от человека.
За поверхностью минимально выделяющийся. Над верхом что-либо почти не выделяется. Спина и голова у зверя находятся примерно на одной высоте, в отличие от прямоходящего человека, у которого голова сверху. У зверя сверху могут торчать, разве что уши. Можно сказать: «Человек обернулся зверем» — встал на четвереньки, голова оказалась на уровне спины. Можно сказать: «Зверь встал, как человек» — голова оказалась сверху, встал на задние лапы. Вот вам и ещё одна пролаза. Возможно, отсюда и пошли разговоры про оборотней.
Когда мы сопоставляем пару русских слов, «человек» и «зверь», то всё становится очевидным. Главная задача людей, живших не в современных городах миллионниках, как этимологи, а среди дикой природы, кишевшей зверьём, было обучить ребёнка мгновенно отличать человека от зверя. Ему русским языком объясняли: это человек, а это зверь. И ребёнок мгновенно понимал – у человека голова сверху, а у зверя, когда он на охоте, сверху что-нибудь только слегка выделяется. И не надо про изящно выгнутые шеи и горделивую осанку оленей. Люди охотились на зверей, а звери на людей.
Для дешифровки смысла слов использованы значения букв алфавита приведенные в таблице.
Что значат слоги русского языка смотрите на странице Значения слогов.
О методе с помощью которого обнаружены значения букв и слогов читайте в первой книге.
Комментариев к записи: 8
Здравствуйте, Владимир Петрович! Позвольте, предложить на Ваш суд свою версию происхождения слова «ЧЕЛОВЕК». Предполагаю, что раньше так могли называть нашу Планету. Коротко расскажу историю происхождения моей версии, а то боюсь, что без аргументов она выглядит абсурдной. Случилось так, что я некоторое время назад стала серьезно подозревать, что Библия – это никакое не священное писание, каким его считают приверженцы религии, а что-то вроде дневника наблюдений за явлениями природы, за космическими объектами и т.д. Так появилось у меня небольшое увлечение: пытаться разгадать какие именно явления зашифрованы в Библии и прочих текстах религиозной направленности. Недавно мне в интернете попался текст, который был написан якобы гностиком первого века нашего столетия. Так это или не так – не знаю. Но я принялась разгадывать текст. Именно в том тексте я заметила, что слово «Человек» используется там не по назначению. Говорится, как будто про Землю, а написано Человек. Почему? Этот вопрос не выходил из моей головы несколько дней, пока не появилась догадка. Фраза из Библии: «Создал Бог Человека по образу и подобию своему». Если Богами – считали Планеты (в том числе и Солнце), то образ Бога – шар, а подобие – просто другой размер. В этом случае Земля, хотя бы чисто гипотетически могла называться «Человек», которую потом зачем-то переименовали. В поисках ответа на свой вопрос я оказалась на вашем сайте. Я не утверждаю, что я права, просто хочу проверить версию. Возможен ли такой вариант или категорически нет?
Ёще одна оригинальная гипотеза. Если Вы, Юлия, хотите подробнее исследовать данный вариант, то, на мой взгляд, необходимо понять, как писалось слово на языке первоисточника.
Древний родитель обучает свое чадо отличать человека от зверя:
— Вот смотри, сынок, у человека есть голова, но и у зверя оно тоже есть. Как же их отличить друг от друга? Запомни, главное и единственное отличие заключается в том, что со спины у человека голову мы видим четко, потому что она вверху, а у зверя со спины она еле видна, практически незаметна, разве что уши торчат. Так вот, если ты в лесу встретишь живое существо лицом к лицу, то выводы делать не спеши, поскольку спереди у всех головы вверху. «Как быть в таком случае?» — спросишь ты, а я тебе отвечу. Ты обойди это существо и посмотри на него со спины. Наличие хвоста и тело покрытое шерстью пусть тебя не смущают — это тоже ни о чем еще не говорит. Ты главное присмотрись и определи хорошо ли видно голову со спины или нет. Если не видно, то — это зверь, можешь начинать на него охоту.
— Пап, а если человек встанет на четвереньки, то у него тоже ведь голова будет плохо со спины видна. Как тогда быть?
— Хороший вопрос сынок. Отвечу. Если человек встанет на четвереньки, то это можно сказать «Человек обратился зверем», так что тоже можешь начинать на него охоту.
— Пап, а как же быть с теми существами, которые ходят все время на четырех ногах и у них горделивая осанка и высоко поднятая голова? Я видел таких. Они кто люди или звери?
— А вот это, сынок, очень плохой вопрос. Лучше бы ты его не задавал. Мы взрослые стараемся не задавать себе таких вопросов, а потому и тебе не советую думать об этом.
Особенно это касается жирафа.
А вдруг, пока мы начнём обходить зверя вокруг, он нас съест?
Как-то за уши притянуто, особенно жираф плохо вписывается ) Ну раз уж об оленях нельзя )) Думается мне что рассуждения о злодеях этимологах и насущности отличать зверя от человека несколько субъективны.
Возможно нужно рассматривать не пару человек зверь а пару человек животное( чисто предположение) Лично для меня неубедительные трактовки и слова не образуют пару.
Попробовал сам расшифорвать используюя ваши таблицы. С человеком вышло замечательно , на мой взгляд:
Человек
Буквално: Ч: Что-то. + Е: Отрицание. =Ничто
Слог: че:Такое мелкое, что уже невозможно членить. =Ничто
Буквально: Л: ограничивать. О: Объём. =Ограниченный объём
Слог ло: Ёмкость Вместилище. Определённый объем.
Буквально: В: Находиться в положении, в состоянии + Е: Неопределённость. Некое, что-то, какое-то =неопределённое положение или сосотяние
Слог ве: Не внутри, снаружи, сверху. Поверхность, наружность.
К: присоединённое.
Мой итог: Ничто присоеденённое к ограниченному объёму, вместилищу, //непостижимо или снаружи, поверх//
Моя интерТРЕПАЦИЯ )) : Ничто = Дух, ограниченный объём = тело, дух он вне времени и пространства = без положения поэтому Е вносит замешательство задавая положение, для того, что такового неможет иметь по сути.Однако в буквальной трактовек есть значение -«неопределённость» и оно отлично сюда вписывается.
Сейчас не востановлю по буквам но со зверем получалось чтото типа: за пределы сущности, существующего, тела не выделяется. но что то там не срослось.